«Индекс счастья» обращает внимание на риск массового ухода моряков из отрасли

«Индекс счастья» обращает внимание на риск массового ухода моряков из отрасли

Последний «Индекс счастья моряков», сбором данных для которого занимается международная благотворительная организация The Mission to Seafarers, обращает внимание на возможные последствия, которые ожидают отрасль в долгосрочной перспективе, если социально-бытовое обслуживание тружеников флота не улучшится. Так, в докладе за третий квартал 2021 года отмечается, что в целом в этот период показатели удовлетворенности моряков выросли с 5,99 пунктов в предыдущем квартале до 6,59, таким образом вернувшись к допандемическому уровню и в целом сравнявшись с третьим кварталом 2019 года. Однако остающиеся в отрасли проблемы могут привести к тому, что члены экипажей будут избегать работы на борту.

Без возможности схода на берег моряки не вернутся в море

Сход на берег и продление контрактов – две главные проблемы тружеников флота с самого начала пандемии. В ходе опроса 5% моряков заявили, что они находятся в море более года, еще 13% проработали на борту уже более 9 месяцев, а остальные – пока меньше 9 месяцев.

Морякам всегда было нелегко поддерживать баланс между работой и личной жизнью, а неопределенность, вызванная кризисом смены экипажа, сделала эту задачу в разы труднее. В результате многие из тех, кто в долгосрочной перспективе рассматривал возможность поиска трудоустройства на берегу, теперь стали всерьез задумываться над тем, чтобы как можно скорее сменить место работы. В докладе подчеркивается, что немало членов экипажей, которые до сих пор ждут репатриации, уже сейчас решили, что это будет их последний рейс.

Вопрос удержания кадров, нехватка которых и так ощущается, вызывает серьезную озабоченность. Скорее всего, в ближайшие годы дефицит моряков будет расти, поскольку пока нет более-менее согласованного механизма решения надвигающихся проблем. Опыт и знания моряков могут быть утрачены – это должно послужить предупреждением для всех.

Реальная стоимость доступа моряков к интернету в рейсе

Обеспечение связи между экипажами и берегом – наболевшая проблема, которая никак не решится полностью. Моряки, которые либо совсем не имеют доступа к интернету, либо считают имеющуюся на борту связь некачественной и дорогой, а скорость – медленной, не счастливы. Многие респонденты видят в обеспечении экипажа интернетом один из основных показателей отношения компании к плавсоставу.

В этом квартале неоднократно поднимался вопрос о цене доступа в сеть. Один моряк заявил, что на его судне стоимость связи составляет 25 долларов за 100 Мб. Многие не довольны размерами выделенного им интернет-трафика, а один из респондентов пожаловался, что судовладелец выделил всему экипажу 250 Мб на весь месяц, – этого может не хватить даже на один видеозвонок.

Все то, что моряки говорят по поводу интернет-связи на борту, вызывает серьезную озабоченность, поскольку ее доступность, качество и постоянство являются для них практически самыми важными компонентами в оценке уровня социально-бытового обслуживания в целом. Владельцам и менеджерам судов рекомендуется подумать, что еще они могли бы сделать для улучшения обеспечения членов экипажей связью в рейсе.

Эндрю Райт, генеральный секретарь The Mission to Seafarers, отметил: «Проблемы, связанные с COVID-19, по-прежнему влияют на моряков, и они вряд ли исчезнут в ближайшее время. Тем не менее данные опроса свидетельствуют о том, что настроение экипажей стабилизировалось, что не может не радовать. Однако еще слишком рано делать выводы о том, является ли это началом позитивных изменений, или же моряки теперь просто спокойнее относятся к условиям, в которых они оказались из-за пандемии – иными словами, стали ли нагрузки и давление, которым они подвергались в течение прошедшего 21 месяца, «новой нормой». Морякам пришлось многое пережить за последние два года. Они сыграли ключевую роль в обеспечении функционирования мировой торговли во времена беспрецедентного риска и сбоев, благодаря им свет и тепло приходили в наши дома, полки магазинов оставались заполненными, а мировая экономика смогла начать путь к восстановлению. Мы в большом долгу перед ними, они заслужили огромную благодарность, безмерное уважение и признание. Настоятельно призываем каждого судовладельца, оператора и менеджера внимательно изучить этот доклад, услышать моряков и действовать в соответствии с тем, что необходимо для удовлетворения их потребностей, идет ли речь о давней проблеме смены или затратах на доступ в интернет, который может стать спасательным кругом для тоскующих по дому моряков».

Джон-Кааре Ауне, генеральный директор Wallem Group, при поддержке которой проводился опрос, также высказал тревогу в связи с тем, что многие моряки собираются завершить морскую карьеру из-за слишком затянувшихся рейсов. «Для того, чтобы мировая цепочка поставок продолжала функционировать, мы как отрасль должны и впредь уделять пристальное внимание возвращению к нормальной ротации экипажей, и, что еще важнее, всем странам нужно наделить тружеников флота статусом ключевых работников, которыми они и являются на самом деле, чтобы облегчить им передвижение по миру», – отметил он.

Капитан Ив Ванденборн, директор по предотвращению потерь Standard Club, добавил: «Хотя и не слишком большой, но уже заметный дефицит морских кадров свидетельствует об утечке моряков. Об этом же говорится в недавнем совместном открытом письме Международной палаты судоходства, где указывается, что нехватка работников угрожает функционированию цепочки поставок. Мы еще раз призываем все заинтересованные стороны принимать меры и проявлять заботу о моряках».

– Чтобы труженики флота хотели продолжать работать в море, нужно, чтобы и судовладельцы, и правительства приложили усилия и улучшили их условия труда, которые со времени начала пандемии стали значительно тяжелее, – отметили в Российском профсоюзе моряков. – В противном случае остается ждать худшего: все действительно квалифицированные кадры начнут искать себе применение в другом месте.

Источник: www.sur.ru