Нелегальные флаги: угроза мировому судоходству

Нелегальные флаги: угроза мировому судоходству

Согласно Конвенции Организации Объединенных Наций по морскому праву (UNCLOS),  судно  «имеет национальность того государства, под флагом которого оно имеет право плавать». Следовательно, государства флага осуществляют юрисдикцию над судами под своим флагом. Однако не так давно появившееся, но  быстро распространяющееся явление поставило под сомнение этот основной принцип морского права. Речь идёт о  несанкционированном (незаконном) использовании флага.

Нелегальное использование флага – это практика, при которой судно использует флаг государства без его согласия, а зачастую и без его ведома. Данная практика может принимать разные формы, однако есть смысл рассматривать эту проблему в двух широких категориях: поддельная (или мошенническая)  регистрация и  ложная регистрация под флагом. Поддельная регистрация судна под тем или иным  флагом  обычно подразумевает  официальное признание фальсифицированной регистрации, например оформленные обманным путем регистрационные документы, при наличии которых судно получает  официальное признание со стороны Международной морской организации (ИМО). Ложная регистрация под флагом – это  ситуация, когда судно ложно заявляет о регистрации под флагом, отличным от того, под которым оно на самом деле зарегистрировано. В обоих случаях образуется пробел, который не позволяет осуществлять эффективный контроль и надзор за эксплуатацией судна, а это значит, что вести  разного рода незаконную деятельность будет легче.

Поддельная регистрация, реальные проблемы

Проблема поддельной  регистрации обратила на себя внимание международного сообщества в 2015 году, когда ИМО стало известно о мошенническом регистре, который якобы действует от имени Федеративных штатов Микронезии. Микронезия не имеет международного судоходного регистра. Она даже не является членом ИМО. Два года спустя Демократическая республика Конго (ДРК) официально заявила о такой же проблеме, обратившись в юридический комитет ИМО. Конго  обнаружила, что 77 из 84 судов, эксплуатировавшихся под ее флагом, не имели на это официального разрешения. Жертвами поддельной  регистрации стали и другие страны, в том числе Фиджи, Самоа, Науру, Вануату и Мальдивы. В некоторых случаях, как, например, с Науру, мошенничество было обнаружено достаточно рано, и поддельные документы выдать не успели. По  состоянию на прошлый год известно о более чем 300 судах с фальшивыми документами о  регистрации под тем или иным флагом.

Поддельная регистрация нужна тем, кто занимается незаконной деятельностью. Так, власти ДРК узнали о том, что под её флагом ходят незаконно зарегистрированные суда, только после того, как к ней обратился  Интерпол  с просьбой привлечь к ответственности два судна, которые вели  незаконную деятельности под флагом ДРК. Из 98 судов, которые с 2017 года были уличены в оформлении поддельной регистрации  под флагом Фиджи, не менее 20% оказались связаны с Северной Кореей и, скорее всего, их целью было  уклонение от санкций. Поддельная регистрация не только лишает настоящие  регистры доходов, но и может нанести значительный ущерб их репутации, если станет известно, что мошенническим образом присвоившие себе флаг суда будут уличены в незаконной деятельности. Например,  Мальдивы были  вынуждены официально опровергнуть заявление министерства иностранных дел Японии, в котором говорилось, что судно, якобы плавающее под мальдивским флагом, участвовало в запрещенной перевалке груза с судна на судно с участием  северокорейского танкера.

Помимо создания условий для незаконной деятельности и причинения финансового или репутационного ущерба законным участникам морской деятельности, поддельная и ложная регистрации судов под флагом могут также привести к негативным последствиям в других областях, например, в том, что касается безопасности, защиты окружающей среды и  чрезвычайных ситуаций на море. В более широком смысле, как отмечается в принятой Ассамблеей ИМО в январе 2020 года резолюции, нелегальное использование флага «ставит под угрозу надёжность  морского транспорта и подрывает правовую основу договорного и регуляционного  режима ИМО».

Несмотря на очевидную важность проблемы, реакция ИМО последовала не сразу. Хотя в ИМО знали об этой проблеме как минимум с 2015 года, только в 2019 году она приняла конкретные меры по ее решению. Эти меры включали  создание «белого списка» признанных  национальных регистров и введение процедуры проверки предоставляемых сведений о регистрации судов. Это особенно важно с учетом того, что в прошлом ИМО ошибочно признала мошеннический Международный судовой регистр Микронезии (Micronesia International Ship Registry) законным уполномоченным органом, действующим от имени правительства Микронезии. Мошенническая организация – Micronesia International Ship Registry – была указана в качестве официального представителя регистра в списке контактов ИМО примерно с начала 2018 года. Впоследствии её оттуда удалили.

Другой способ  – возможно, наиболее эффективный с практической точки зрения, – это принятие нового обозначения  флага в базе данных ИМО – «ложный/false», которое указывает на мошенническую регистрацию. Оно было принято по итогам заседания юридического комитета ИМО в марте 2019 года и предназначено для  обозначения тех случаев, когда государство флага подтверждало, что судно никогда не имело законной регистрации в его регистре. Однако данная практика обозначения поддельной регистрации применялась непоследовательно и, скорее всего, под это обозначение попали далеко не все суда. Например, несмотря на то, что в Микронезии никогда не было судового регистра, в Глобальной интегрированной системе информации о судоходстве (GISIS) ИМО помечены значком  «ложный» далеко не все суда, которые обманным путем заявили о своей регистрации под флагом Микронезии.

Хотя эти меры дают положительные результаты, их недостаточно для борьбы с поддельной регистрацией судов. Самой действенной из предпринимавшихся  мер было аннулирование властями поддельной регистрации судов под их флагом. В морских циркулярах Тувалу и Островов Кука отмечается, что регистр Фиджи сообщил о несанкционированном использовании своего флага в Токийский меморандуме о взаимопонимании, а Микронезия, Науру и Самоа сообщили ИМО о поддельных регистрах, действующих от их имени. Уведомление многосторонних организаций об этой проблеме может способствовать сокращению нелегального использования флагов: ежегодный отчет об инспекциях судов, которые проводит Токийский меморандум о взаимопонимании, демонстрирует  резкое сокращение количества проверок судов под флагами Фиджи и Микронезии в период с 2017 по 2019 год. Количество инспекций судов, «зарегистрированных» под флагом Фиджи, уменьшилось  с 23 до четырех; а судов под флагом Микронезии – с 67 до нуля.

Продолжение следует.

Источник: www.sur.ru