Социальные проблемы подготовки кадров плавсостава морских судов (часть 2)

Социальные проблемы подготовки кадров плавсостава морских судов (часть 2)

Проблемы среднего морского профессионального образования

Прежде всего, надо сказать, что, в советские времена морское среднее профессиональное образование было крепким, основательным и хорошо организованным процессом с отлично налаженной плавательской практикой. Особенность среднего профессионального образования – прием на учебу выпускников школ с основным общим образованием. После того как в 1989 году школы перешли на систему 9 и 11 классов, время обучения в морских учебных заведениях среднего образования стало 3 года и 10 месяцев на базе 9 классов (основное общее образование) и 2 года и 10 месяцев, соответственно, на базе 11 классов (среднее общее образование). За этот период курсанты с образованием 9 классов кроме профессионального образования осваивали программу среднего общего образования, но в сокращенном виде.

Серьезные проблемы со средним профессиональным образованием начались как раз с принятием «Положения о дипломировании экипажей морских судов». По нему специалисты со средним профессиональным образованием не имеют права занимать должности старших командиров (для судоводителей – это должности капитана и старшего помощника капитана) на морских судах кроме судов прибрежного плавания, о статусе которого также было сказано выше. Старое «Положение о дипломировании», действовавшее до Приказа № 62, позволяло выпускникам средних морских учебных заведений занимать должности старших командиров на любых морских судах и во всех видах плавания.

Сложившаяся ситуация в морском образовании поставила в очень невыгодное положение морские высшие учебные заведения. Дело в том, что те, кто поступал в морское среднее учебное заведение после окончания 11-го класса средней школы, получал там среднее специальное судоводительское образование всего за 2 года и 9 месяцев. В морском же вузе на судоводителя он должен был учиться 5 лет. Мы видим, что путь на море специалиста со средним судоводительским образованием был более привлекательным, чем у судоводителя с высшим образованием: время обучения короче, процесс обучения – менее сложный, более раннее начало накопления стажа работы, который имеет важное значение при карьерном росте.

Это обстоятельство создало реальную угрозу сбоя в работе морских вузов. Ситуация усугублялась еще и тем, что профессия моряка утратила популярность: на берегу стало возможным заработать не меньше, чем на море, и более простым способом, а посмотреть заграницу – тоже просто.

Аргументы Минтранса

В связи с таким явным перекосом в системе подготовки кадров плавсостава Минтранс РФ принимает самое простое решение – запретить специалистам со средним морским образованием работу в должности старших командиров на судах. Минтранс такой запрет объясняет двумя обстоятельствами: во-первых, в средних учебных заведениях якобы сокращено время обучения на 1 год, что обусловило большой разрыв в уровне подготовки специалистов со средним и высшим образованием. Откуда взялся этот год, непонятно. Если мы возьмем недалекое прошлое, к примеру, 1989 год, то и тогда судоводитель получал среднее специальное образование за 3 года и 10 месяцев, поступая на учебу с 9-летним школьным образованием, и никаких при этом сокращений сроков обучения не было.

Второй аргумент Минтранса, который должен убедить в невозможности доверить судно судоводителю со средним специальным образованием, – «современные морские суда оснащены новейшими навигационными системами, электронной картографией, спутниковой навигацией, системами интегрированных мостиков, интегрированной системой судовождения, в которых береговые средства навигационного оборудования информационно интегрируются с судовыми системами, создавая единое информационно-управленческое пространство, новейшими средствами связи и высоким уровнем автоматизации в машинных отделениях».

Однако надо сказать, что в средних морских учебных заведениях также изучают и учат практическому применению всего того, что перечислено выше. Кроме того, на судах прибрежного плавания, которыми разрешено командовать выпускникам со средним специальным образованием, все это оборудование может быть установлено. К примеру, некоторая категория морских буксиров-снабженцов, имеющая валовую вместимость менее 500, оборудована так, что им могут позавидовать более крупные морские суда. Поэтому эти аргументы не убедительны.

Совсем недавно был введен еще один запрет: в средние учебные заведения запретили поступать с 11-летним школьным образованием. Министерство образования РФ, желая сделать среднее образование общедоступным, отменило вступительные экзамены при поступлении в средние учебные заведения, и теперь туда поступают по конкурсу аттестатов.

Заодно отменили и государственные выпускные экзамены в такой форме, в какой они существовали ранее в средних учебных заведениях. Теперь на госкомиссию выносится «Выпускная квалификационная работа» – ВКР экзаменуемого. Но она не позволяет оценить весь объем знаний выпускника.

Источник: www.sur.ru