Социальные проблемы подготовки кадров плавсостава морских судов (часть 1)

Социальные проблемы подготовки кадров плавсостава морских судов (часть 1)

Необходимость выполнения требований международной Конвенции о подготовке, дипломировании моряков и несении вахты  1978 года (ПДНВ) в морском образовательном процессе, а также большая специфика подготовки кадров плавсостава вызывает необходимость особого подхода к программе подготовки моряков. Пришло время менять саму модель российского морского образования, – считает Евгений Климов, морской капитан, преподаватель-инструктор радиолокационного РЦ ДПО тренажера АМИ им. капитана В. И. Воронина, Архангельск. Он поделился своим видением, чем это обусловлено, и что нужно делать.

Профессиональная подготовка плавсостава морских судов осуществляется не только на основании требований нашего национального законодательства («Закон об образовании РФ»), но она еще и встроена в международную систему подготовки кадров плавсостава, которая регулируется Конвенцией о подготовке, дипломировании моряков и несении вахты 1978 года с поправками (ПДНВ).   Россия является участником этой Конвенции и обязана выполнять ее требования.

В Конвенции установлены требования к компетентности каждого судового специалиста: что должен знать и понимать соответствующий специалист, а также какими профессиональными навыками он должен обладать. Особенность этих требований заключается в том, что они являются минимальными. Превышать эти требования не запрещается. Конвенция не регулирует вопросы формы и продолжительности обучения. Каждая страна сама решает, как и сколько учить будущего судового специалиста.

Основные особенности подготовки плавсостава морских судов с учетом требований Конвенции ПДНВ состоят в том, что процесс обучения включает в себя три обязательных составляющих: курс лекций, тренажерная подготовка с изучением некоторых специальных предметов (у судоводителей – это обязательно РЛС/САРП, ЭКНИС и ГМССБ), прохождение одобренной плавательской практики общей продолжительностью не менее 12 месяцев на судах валовой вместимостью не менее 500.

В Конвенции предусмотрены требования к уровню компетентности и таких судоводителей, которые работают на судах валовой вместимостью менее 500 и занятых в прибрежном плавании. По Конвенции термин «прибрежное плавание» означает плавание у берегов государства, для которого Конвенция вступила в силу. Предполагается, что суда, занятые в прибрежном плавании, не могут ходить по всему миру, даже если они постоянно работают в пределах установленных районов прибрежного плавания соседних стран.

Кроме диплома об окончании морского учебного заведения (в быту он носит название «учебный диплом») у выпускников должен быть еще один диплом – Certificate of Competence, или, как у нас его называют «Рабочий диплом». В нем указывается, что его владелец имеет надлежащую квалификацию в соответствии с положениями определенных правил Конвенции ПДНВ и способен выполнять определенные функции на указанных уровнях с учетом любых указанных ограничений.

Нет рабочего диплома – нет работы

Одним из обязательных условий получения рабочего диплома является прохождение во время учебы одобренной плавательской практики, о которой упоминалось выше. Другое обязательное требование – знание и умение общаться на профессиональном уровне на английском языке, который является международным рабочим языком  общения на море.        Отдаленно рабочий диплом напоминает водительские права у автомобилистов. Ни один выпускник морского учебного заведения не может начать свою работу на морском судне, если он не получил  рабочий диплом.

По степени производственной ответственности работников установлено два вида рабочих дипломов: «Уровень эксплуатации» и «Уровень управления». Для судоводителей рабочий диплом «Уровень эксплуатации» должны иметь младшие помощники капитана судна. Диплом «Уровень управления» обязателен при занятии должности капитана и его старшего помощника.

Другая особенность требования Конвенции ПДНВ состоит в том, что каждые 5 лет морской специалист должен подтверждать свою квалификацию соответствующему государственному органу. В Конвенции указывается пять различных, но равноценных способов, позволяющих сделать это. Для подтверждения достаточно выполнить условия одного из них, который обычно выбирается исходя из конкретных обстоятельств.

Также следует помнить о выполнении требований международной Конвенции 2006 года   о труде в морском судоходстве.

В настоящее время, как и в советские времена, профессиональное образование остается отраслевым, за морское образование полностью отвечает Министерство транспорта РФ. Однако помимо него есть еще два хозяина: Министерство науки и высшего образования РФ и Министерство просвещения РФ (курирует среднее профессиональное образование). Во всех отношениях сложная и громоздкая система.

15 марта 2012 года Министр транспорта РФ издал приказ № 62 «Положение о дипломировании членов экипажей морских судов», который, помимо правил выдачи рабочих дипломов морякам, устанавливает, что должности старшего комсостава (капитан, старший помощник капитана) морских судов в неограниченных районах плавания могут занимать командиры только с высшим специальным образованием. Командиры со средним специальным образованием могут работать в должности капитанов и старших помощников капитана только на судах, занятых в прибрежном плавании.

Позднее Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии утвердило и ввело в действие с 07 января 2015 года документ, который носит название «Общероссийский классификатор занятий» ОК – 010 – 2014 (МСКЗ). Он устанавливает уровень образования, необходимый для работы в той или иной должности в различных сферах человеческой деятельности. Так, капитаны судов, лоцманы и судовые механики (код ОКЗ 315) относятся к специалистам среднего уровня квалификации. Согласно «Общероссийскому классификатору занятий», для работы на указанных выше должностях достаточно среднего специального образования.

Источник: www.sur.ru