вопрос от 25.09.2016 Здравствуйте. Месяц назад меня списали в пассажиры по причине морской болезни. Но я теперь не могу сниматься с судна, так как оно завизировано. Судно стоит на рейде в километре от берега Камчатки. Принадлежит фирме «Сахалин лизинг флот», название «Мыс Крузенштерна». Так как меня списали давно, почти месяц назад, уже отдал круглую сумму как пассажир за проживание, хотелось бы сойти на берег, сам бы уже до дома добрался. Подскажите, как мне быть, как заставить капитана меня отправить на берег. Заранее спасибо. Роман, матрос/пассажир.
Данные действия администрации судоходной компании являются неправомочными в силу действующих положений.
Согласно части 1 статьи 57 Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации (КТМ РФ), порядок приема на работу членов экипажа судна, их права и обязанности, условия труда и оплаты труда, а также порядок и основания их увольнения определяются законодательством Российской Федерации о труде, настоящим Кодексом, коллективными договорами (соглашениями) и трудовыми договорами.
Вы были приняты на должность матроса на рыбопромысловое судно «Мыс Крузенштерна», о чем с Вами должен был быть заключен трудовой договор. Затем Вы были списаны с судна (исключены из состава экипажа) по причине морской болезни, т.е. трудовой договор с Вами был досрочно прекращен.
Статья 58 КТМ РФ называет случаи, в которых члены экипажа судна имеют право на репатриацию, а также обязанности судовладельца по организации репатриации. Согласно указанной норме репатриация должна осуществляться, в том числе и в случае расторжения трудового договора по инициативе судовладельца или члена экипажа судна по истечении срока, указанного в уведомлении, сделанном в соответствии с трудовым договором. Судовладелец обязан организовать надлежащую и быструю репатриацию.
Пунктом 1 части 4 статьи 58 КТМ Российской Федерации предусмотрено, что расходы на репатриацию несет судовладелец. Указанные расходы включают в себя, в том числе плату за питание и проживание члена экипажа судна с момента, когда член экипажа покидает судно, и до момента, когда член экипажа судна прибывает к месту репатриации.
В силу части 5 статьи 58 КТМ РФ в случае, если причины, вызвавшие репатриацию члена экипажа судна, возникли по вине члена экипажа при исполнении им трудовых обязанностей, судовладелец имеет право на возмещение расходов на репатриацию в соответствии с законодательством Российской Федерации о труде, т.е. должен быть соблюден порядок, установленный статьей 247Трудового кодекса РФ, определяющий причины и размер причиненного работником работодателю ущерба.
В своем обращении Вы не уточняете, кто был инициатором прекращения действия трудового договора, т.е. трудовой договор был прекращен по Вашей личной инициативе или по инициативе работодателя.
Даже если Вы были инициатором прекращения действия трудового договора, или, например, будет доказана Ваша вина в сокрытии фактического состояния своего здоровья, исходя из анализа норм статьи 58 КТМ РФ не следует, что взимание расходов на питание и проживание за время нахождения работника на судне до фактического оставления судна работником, хоть и исключенного из списка членов экипажа, является правомерным.