вопрос от 20.09.2016 Здравствуйте. Входит ли в стаж для начисления досрочной пенсии работникам плавсостава период нахождения в отпусках (режим работы 6 через 6 месяцев) во время работы на судах «Совкомфлота» под иностранным флагом в составе ЧМП г. Одесса с 1990 по 1994 гг.

В соответствии с Федеральным законом от 28.12.2013 N 400-ФЗ «О страховых пенсиях», который вступил в силу с 01 января 2015 года, страховая пенсия по старости назначается ранее достижения общеустановленного возраста выхода на пенсию мужчинам по достижении возраста 55 лет, если они проработали соответственно не менее 12 лет 6 месяцев в плавсоставе на судах морского, речного флота и флота рыбной промышленности (за исключением портовых судов, постоянно работающих в акватории порта, служебно-вспомогательных и разъездных судов, судов пригородного и внутригородского сообщения) и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 лет.

В страховой стаж включаются периоды работы или иной деятельности застрахованных лиц, выполняемой на территории РФ, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в ПФР (ч. 1 ст. 11 Закона N 400-ФЗ).

Периоды работы или иной деятельности за пределами России включаются в страховой стаж, если (ч. 2 ст. 11 Закона N 400-ФЗ):

— это предусмотрено законодательством РФ или международными договорами РФ;

— за эти периоды уплачивались страховые взносы в ПФР согласно Закону N 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» от 15.12.2001.

Таким образом, для определения права на трудовую пенсию с учетом периодов работы за границей необходим факт уплаты за указанные периоды страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в период после 01.01.2002 года. Периоды работы, предшествующие данному периоду засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы, дающий право на досрочное назначение пенсии.

Из Вашего сообщения следует,  что Вы в период с 1990 по 1994 год работали на судах «Совкомфлота» под иностранным флагом в составе ЧМП.. В это время применялась практика, когда моряки, направляемые на суда, зарегистрированные под иностранными флагами, оставались работниками пароходства, о чем имелись соответствующие записи в трудовой книжке. Поэтому, несмотря на то, что моряки фактически работали на иностранных судах, стаж работы в это время до 31.12.2001 года (до принятия нового пенсионного законодательства) на основании записей в трудовой книжке учитывался при назначении пенсии.

В любом случае, вывод об учете Вашего стажа в период с 1990 по 1994 год  будет решаться на основании  имеющихся записей в трудовой книжке.

Относительно вопроса включения в стаж работы периодов нахождения моряка в отпусках следует отметить, что в соответствии с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации от 29.01.2004 г. № 2-П исчисление стажа на соответствующих видах работ плавсоставу судов за период работы до 01.01.2002 года может производиться с учетом правил и норм ст.94 Закона Российской Федерации от 20.11.1990 № 340-1 и пункта 9 Указания Минсоцзащиты Российской Федерации от 20.04.1992 г. № 1-28-У (включение в льготный стаж отдельных периодов, следующих за окончанием рейса или предшествующих направлению экипажа судна для выполнения рейсового задания). Таким образом, при назначении пенсий в специальный стаж наряду с периодами работы в плавсоставе судов морского, речного флота по перевозке пассажиров и грузов, а также на других работах в период рейса включаются некоторые периоды, непосредственно предшествовавшие или непосредственно следовавшие за такой работой. К предшествующим направлению экипажа судна для выполнения рейсового задания  относятся оплачиваемый резерв и периоды, когда член экипажа используется по своей специальности на ремонтных и других работах, необходимых для отправки судна в рейс. К следующим за окончанием рейса относятся периоды: стоянки судна в порту под погрузо-разгрузочными операциями, межрейсового технического обслуживания судна или его ремонта, нахождения членов экипажа по окончании рейса в основных и дополнительных отпусках, оплачиваемом резерве и отгулах.

Данный вывод был сделан определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации от 03.08.2007 г. № 71-В07-9.