Инциденты в закрытых помещениях
Инциденты в закрытых помещениях на судах на протяжении многих лет остаются серьезной проблемой. К сожалению, количество этих инцидентов не уменьшилось даже в последние годы, несмотря на появление МКУБ и включение подробных процедур и мер предосторожности при работе в закрытых помещениях в руководства по управлению безопасностью, которые должны быть у каждой судоходной компании. Инструкции, информация об инцидентах и превентивные меры постоянно обновляются, соответствующие положения даже включили в СОЛАС. Распространение этой информации среди судов и членов экипажа, а также ее использование при подготовке членов экипажа и эксплуатации судов являются одними из наиболее важных обязанностей компаний, которые управляют судами и эксплуатируют их. Ниже приводится отчёт, который включает описание инцидента, связанного с работой в закрытых помещениях на судне, и выводы, сделанные в ходе расследования его причин.
Инцидент:
2 июля 2012 года в 05:45 танкер-химовоз Chem Hana (695GT) завершил выгрузку примерно 960 тонн ацетона в порту Канмон и отправился в плавание. Конечным пунктом его назначения был порт Чиба, где судно должно было принять на борт груз метилэтилкетона. Однако, после отхода капитан получил указание от компании-оператора взять курс на порт Мацуяма для погрузки 1000 тонн параксилола из-за проблем с погрузочными операциями в порту Чиба. Капитан уведомил старшего помощника об изменении места назначения и груза. Если бы судно пошло прямиком в порт Мацуяма, то экипажу бы не хватило времени на чистку резервуаров, поэтому капитан сначала направил судно на юг, к каналу Бунго, чтобы уже оттуда отправиться в порт Мацуяма. Примерно в 14:00 старший помощник капитана, боцман, палубный матрос A и палубный матрос B приступили к удалению остатков ацетона из приёмных колодцев грузовых танков и фильтров насосного отделения. Старший помощник дал указание матросам А и В убрать ацетон, оставшийся в приёмных колодцах, начиная с резервуара № 1 и дальше по порядку. Боцман сказал, что это будет опасно, потому что газоочистительный вентилятор не работает. Однако, старший помощник заявил, что опасности нет. Палубные матросы A и B надели спецодежду, резиновые перчатки, защитную обувь и противогазы. Затем, держа пластиковые ведра и совок, оба вошли в резервуар № 1 практически одновременно, один с левой стороны, другой — с правой. Матрос B почти сразу вернулся и сообщил старшему помощнику о сильном запахе в резервуаре. Примерно в 14:20 старший помощник капитана заглянул в резервуар № 1 (слева) через люк и увидел лежащего на дне палубного матроса А. Он немедленно надел противогаз и вошел в резервуар № 1 (слева) и, по-видимому, через одну или две минуты сам потерял сознание. Боцман и палубный матрос B принесли из кладовой на корме судна автономный дыхательный аппарат и вошли в резервуар № 1 (слева). Они перенесли старшего помощника капитана и матроса А на верхнюю палубу. Судно сообщило о случившемся японской Береговой охране и запросило помощь. К судну был отправлен патрульный катер, который доставил старшего помощника капитана и палубного матроса А в город Суо-Осима. Оттуда их переправили в больницу, старшего помощника — на машине скорой помощи, а матроса — на вертолете. Однако, к сожалению, спасти их не удалось. Предполагаемая причина смерти обоих моряков — удушье из-за недостатка кислорода. Кроме того, возможно, что отравление ацетоном, также, сыграло свою роль в гибели моряков.
Анализ
Анализ причин этого инцидента выявил много общего с предыдущими несчастными случаями, в том числе в закрытых помещениях.
а) Отсутствие осведомленности об опасности внутри резервуара.Старший помощник, по-видимому, не знал, что внутри резервуара опасно, или, по крайней мере, лишь частично осознавал потенциальную опасность. В результате старший помощник проигнорировал прохождение необходимой процедуры, которая должна была предшествовать входу в закрытое помещение, или решил, что в них нет необходимости. Это первое звено в цепочке дальнейших многочисленных ошибок и нарушений правил безопасности.
б) Несоблюдение процедуры по входу в закрытое помещение На борту Chem Hana имелось составленное на основе Системы управления безопасностью (SMS) руководство, содержащее подробные инструкции по входу закрытые помещения. Однако, члены экипажа либо неправильно им следовали, либо вообще не стали их выполнять: Разрешение на вход в закрытые помещения: Форму разрешения никто не просил. Проверка воздуха и вентиляции в закрытых помещениях: Вентиляция была недостаточной, уровень содержания токсичного газа или кислорода не проверялся. Уровень ацетона составлял 20%, и перед началом процедуры чистки резервуара его не проветрили. В результате, возможно, что газообразный ацетон собрался на дне резервуара, что привело к недостатку кислорода в атмосфере. Средства защиты: Члены экипажа Chem Hana использовали средства защиты, которые были запрещены. В руководстве содержится следующий пункт, касающейся противогаза (дыхательного аппарата баллонного типа): «Компания не разрешает использование дыхательного аппарата баллонного типа в закрытых помещениях, поскольку эти устройства в силу своих технических характеристик не защищают пользователя от чрезмерного содержания углеводородов и токсичных газов и не спасают от недостатка кислорода». Спасательная операция в закрытом помещении: Старший помощник капитана использовал ненадлежащие средства защиты и попытался спасти палубного матроса А без посторонней помощи.
в) Прочее Предполагается, что следующие действия и состояние судна явились дополнительными факторами, способствовавшими данному инциденту: Изменение места погрузки создало временные ограничения; Старший помощник не последовал совету боцмана остановить чистку резервуаров; Перед процедурой очистки не проводилась ни оценка рисков, ни инструктаж по ТБ.
Предупредительные меры
Японское Управление по безопасности на транспорте выпустило распоряжение по осуществлению следующих мер, направленных на предотвращение подобного рода происшествий: Когда капитану сообщили об изменении плана погрузки, он должен был донести эту информацию офицерскому составу и дать соответствующие инструкции по подготовке к погрузке; При работе членов экипажа в закрытых помещениях необходимо строго соблюдать правила техники безопасности, указанные в руководстве по управлению безопасностью; Члены экипажа должны быть заранее подготовлены к оказанию первой помощи и реанимационным действиям, чтобы в случае происшествия в закрытом помещении они могли действовать незамедлительно.
Техника безопасности
Количество сообщений об инцидентах в закрытых помещениях остается высоким, и после каждого несчастного случая звучат призывы к принятию профилактических мер. Эти меры предосторожности часто очевидны, и они содержатся во многих документах по технике безопасности. Ниже приведены общие меры предосторожности и предупредительные меры, о которых неоднократно говорилось, и которым необходимо неукоснительно следовать: Знайте все места на судне, которые являются замкнутыми помещениями (любое пространство потенциально может быть замкнутым помещением или узким пространством); Перед началом процедуры проводите оценку рисков; Перед началом процедуры проведите инструктаж по ТБ; Соблюдайте процедуру по входу в закрытые помещения; При выполнении работ внутри замкнутого помещения поддерживайте связь с членами экипажа, которые находятся снаружи; Выполнять работу в закрытых помещениях должны не менее двух человек; На судне должны быть необходимые средства защиты, которые нужно использовать всегда, когда это требуют правила ТБ; Следует попросить каждого моряка высказать своё мнение или имеющиеся опасения и сомнения относительно предстоящей работы в закрытом помещении; Следует учитывать возможное влияние внешних факторов и временные ограничения; В случае ЧП, прежде, чем отправиться на помощь пострадавшему, примите все необходимые меры предосторожности, чтобы не допустить ещё одного происшествия (не действуйте на эмоциях); Разместите разрешение на вход в замкнутое помещение в месте работ и впишите в него фамилии людей, которым туда разрешен вход;
Не пропускайте проведение учений по входу в закрытые помещение, которые согласно СОЛАС должны проводиться каждые два месяца, и убедитесь, что все члены экипажа хорошо разбираются в том, какие действия необходимо выполнить перед входом в закрытые помещения, какие средства защиты использовать, и как проводить спасательную операцию.
Следует обратить внимание на то, что большое количество инцидентов происходят из-за того, что моряк, собираясь выполнить ту или иную работу, не осознаёт, что место, в котором он намерен работать, является замкнутым помещением, а значит, там может быть недостаточно кислорода. Члены экипажа, осуществляющие контроль за выполняемыми на борту работами, всегда должны помнить о потенциально возможной нехватке кислорода в тех или иных местах на борту по причине каких-то особенностей конструкции судна, конфигурации трубопроводов, типа груза или других факторов. Кроме того, при проведении занятий с членами экипажа, по возможности следует использовать в качестве справочного материала документы, разработанные непосредственно судоходной компанией, в также информацию из других источников. Все члены экипажа должны пройти соответствующую подготовку и быть в равной степени осведомлены о работе в закрытых помещениях и о потенциальной опасности, связанной с этими местами.
Источник: ЦИА РПСМ, Safety4sea.com