Эксперты обеспокоены нападениями пиратов на суда в Аденском заливе и Аравийском море

Эксперты обеспокоены нападениями пиратов на суда в Аденском заливе и Аравийском море

Зловещие признаки возобновления сомалийского пиратства, которое, как считалось, было подавлено беспокоят отрасль. Так, Управление морских торговых операций Великобритании (UKMTO) зафиксировало множество мелких инцидентов, когда небольшие, быстроходные лодки с малочисленными группами людей на борту, иногда вооруженных, приближались к торговым судам. В UKMTO заявили, что не делают заявлений для прессы, а лишь предоставляют информацию операторам судов, занятых в морских перевозках в данном регионе. Тем не менее, недавно избранный генеральный секретарь Международной морской организации (ИМО) Арсенио Домингес в своей речи в Совете Безопасности ООН 4 января осудил нападения как в районе Красного моря, так и в регионах Аравийского моря/Индийского океана: «Нападения на занятые в международных торговых перевозках суда в районе Красного моря неприемлемы. Генсек ИМО добавил: «Я бы хотел повторить призыв к деэскалации и обеспечению безопасности наших моряков, свободу судоходства и стабильность функционирования цепочки поставок».

Смешанная реакция

Реакция морского сектора на активность сомалийских пиратов пока неоднозначная. Кори Рэнслем, генеральный директор Dryad Global, сказал: «За последние несколько недель мы стали свидетелями нескольких угонов небольших судов и грузового Ruen, одной попытки захвата, а также ряда случаев подозрительной активности. На данный момент эти не связанные между собой инциденты не указывают на полноценное возрождение пиратства в этом регионе, свидетелями которого мы были в начале 2000-х годов. Однако мы продолжим следить за развитием ситуации». В Балтийском и международном морском совете (BIMCO) беспокойство событиями в регионе более ощутимо. Глава службы морской безопасности BIMCO Якоб Пааске Ларсен заявил: «Мы обеспокоены увеличением количества инцидентов, очевидно связанных с сомалийским пиратством. Мы внимательно следим за ситуацией и рекомендуем судовладельцам проводить тщательную оценку рисков безопасности перед проходом через этот район». Также он напомнил перевозчикам об эффективности передовых практик, разработанных для защиты судов от пиратских нападений (BMP5). Рекомендации BMP5 призывают операторов судов определять угрозу, проводить оценку рисков, принимать меры защиты, сообщать об инцидентах и сотрудничать с военно-морскими силами в регионе.

Инцидент с Lila Norfolk

В случае с Lila Norfolk, который пираты захватили 4 января, оказались очевидны преимущества и эффективность подготовленности состоявшего главным образом из индийцев экипажа, который укрылся в цитадели и запросил помощь, которую им оперативно оказал индийский военный корабль. Все члены экипажа были спасены, никто не пострадал, а нападавшие скрылись с места преступления до прибытия военного корабля, который в момент получения сигнала бедствия находился примерно в 460 милях к востоку от Эйла в Сомали.

Хотя на помощь Lila Norfolk пришли представители ВМС Индии, в настоящее время ВМС Филиппин возглавляют группу Объединенные военно-морские силы (Combined Naval Forces), участниками которой являются 39 стран, и которая координирует деятельность другой группировки по борьбе с пиратством, известной как Объединенная оперативная группа 151 (CTF151).

«CTF 151 контролирует военно-морские силы для операций по борьбе с пиратством в районе Аденского залива. В настоящее в операции участвуют индийские и испанские военные корабли», — сказал Кори Ранслем. ИМО заявляет, что продолжает следить за ситуацией в регионах Красного моря и Аденского залива, но властям еще слишком рано заявлять об эскалации или возобновлении сомалийского пиратства, хотя это мнение может измениться, учитывая нестабильность обстановки в регионе. В Российском профсоюзе моряков отмечают, что из-за нестабильности регионе всегда оставались риски возобновления пиратской активности, поэтому патрулирование опасной зоны не прекращается до сих пор, несмотря на спад пиратства. Важно, чтобы эта работа продолжалась и даже была усилена. Морякам же стоит относиться к рейсам с повышенной бдительностью.

Источник: www.sur.ru