Качественный и достаточный отдых – залог безопасного рейса
Усталость, как известно, – это состояние утомления. Она может развиваться быстро, например, если носить тяжести, или медленно – при недосыпе несколько ночей подряд. Опрос, проведенный Австралийским управлением по морской безопасности (AMSA), среди 1000 членов экипажей разных типов судов выявил значительный пробел в знаниях, которые касаются определения усталости и управления ею. Так, из 1000 участников каждый третий приступал к работе на судне уставшим; 40% спали менее шести часов в течение 24-часового периода; все респонденты с трудом могли определить малоизвестные поведенческие признаки усталости, такие как невнятная речь и рискованные действия; половина опрошенных не проходила инструктаж по управлению усталостью. В этой связи AMSA разработало рекомендации, призванные помочь владельцам и операторам судов выявлять признаки усталости у моряков.
Недостаток качественного сна, сбои биологических часов, факторы окружающей среды на рабочем месте, образ жизни, включая диету и домашние обязанности – все влияет на развитие усталости и должно рассматриваться как часть целостного подхода к управлению усталостью. Не секрет, что риски увеличиваются, когда рабочая неделя составляет более 60 часов; трудовой день длится более 12 часов; отдых между рабочими периодами составляет менее 7 часов; ночные смены (с 21.00 до 9.00) составляют более 4 дней в неделю; отсутствуют десятиминутные перерывы; менее одного выходного в неделю.
К утомлению и усталости приводят и такие особенности, как физическая работа; монотонные обязанности; система оплаты, поощряющая переработки; непредсказуемый график; задания, требующие повышенного умственного напряжения; перерыв на сон в то время, которое является периодом естественной высокой активности человека. В смягчении последствий помогут короткие перерывы на отдых, чередование видов деятельности и создание возможностей для перерывов на короткий сон. Исследования показывают, что дневной сон продолжительностью 10-15 минут может принести ощутимую пользу, предотвратив усталость и сохранив работоспособность.
Недостаток качественного сна
Как правило, людям нужно от 7 до 9 часов сна в сутки, чтобы полностью восстановиться и эффективно работать. Любой недосып может стать причиной усталости. Большинство несчастных случаев, связанных с утомлением, происходят из-за недостаточного или плохого сна – он становится некачественным из-за таких факторов как свет, шум, движение, алкоголь, наркотики или стресс. Также усталость может накапливаться, если недосып не компенсируется дополнительными часами отдыха, такое состояние иногда называют «дефицитом сна».
Чтобы смягчить последствия необходимо разговаривать с моряками – они должны описать свой обычный день (24-часовой период). В беседе следует обратить внимание на то, сколько времени уходит на работу и другие действия, включая общение с близкими. Немаловажно помочь определить «окно» для сна – период, когда работник точно может спокойно поспать как минимум семь часов. Этот отрезок времени обязательно нужно увязать с рабочим графиком.
Сбой биоритмов
Человек примерно треть своей жизни проводит во сне. Наши биологические часы естественным образом программируют на сонливость ближе к вечеру и сон ночью. Посменная работа на судне – распространенное явление, поэтому необходимо тщательно контролировать сбой биологических часов, чтобы снизить риск усталости, которая отрицательно влияет на безопасность.
Чтобы управлять последствиями, по возможности следует избегать важных заданий на период с 3:00 до 6:00 и с 15:00 до 17:00, потому что в это время моряки, скорее всего, будут сонными. Если именно в это время нужно выполнить работу, лучше убедиться, что применяются другие меры по смягчению последствий усталости.
Окружающая среда
Морская рабочая среда является стрессовой и может усугубить усталость. Обычными стрессовыми факторами для моряков являются холод, вибрация, жара, шум и качка.
Если члены экипажей работают в море в течение длительного времени, и им приходится жить на судне, то необходимо создать как можно более комфортные условия для сна. Среди прочего обеспечить темное, тихое, теплое и удобное место, а также выделить достаточно времени для восстановления. Следует рассмотреть возможность незначительных изменений в окружающих условиях для улучшения качества сна, например, звукоизоляцию и плотные шторы.
Образ жизни и домашние обязанности
Образ жизни члена моряка и его загруженность домашними обязанностями должны учитываться при комплексном подходе к управлению усталостью. К сожалению, пытаясь найти баланс между личной жизнью и работой, человек может жертвовать сном. Строгая диета, сильная физическая нагрузка, алкоголь и наркотики также могут повлиять на качество сна и степень подверженности усталости.
Понятно, что судовладельцы или операторы не могут контролировать образ жизни и домашние обязанности моряков, однако это не отменяет необходимости повышать осведомленность о положительном влиянии здорового образа жизни и благоприятной домашней обстановки на подверженность усталости. Там, где это невозможно контролировать, следует учитывать при планировании работ.
Со своей стороны Российский профсоюз моряков настоятельно рекомендует членам экипажей самостоятельно следить за своим режимом труда и отдыха, а при нарушениях незамедлительно обращаться за помощью в профсоюз или к инспекторам Международной федерации транспортников. В том числе соблюдение часов работы и перерывов является залогом безопасного рейса.
Источник: www.sur.ru