Большинство членов экипажей все еще работают без гарантии базовых трудовых прав

Большинство членов экипажей все еще работают без гарантии базовых трудовых прав

Профессия моряка – не самая романтичная, как принято считать на берегу: моряк – это специалист с техническими навыками, достаточным опытом и знанием английского языка, причем владеть нужно не только разговорным уровнем, но и морскими терминами. Моряк должен быть физически подготовленным, морально и эмоционально устойчивым к любым вызовам и уметь работать в многонациональном коллективе. Ведь область, в которой он работает, – комплексная, она подпадает под действие различных нормативно-правовых баз. Помимо того, что профессия требует обширных знаний от каждого ее представителя, моряк обладает не меньшим набором прав.

В режиме работы и отдыха.

Так, Конвенция о труде в морском судоходстве – главный морской документ устанавливает минимальные стандарты труда и быта для всех членов экипажей. КТМС охватывает почти все аспекты работы и жизни на борту – от часов отдыха до репатриации. Поскольку моряки – это та категория людей, которые не покидают свои рабочие места в конце трудового дня, то очень важно обеспечить оптимальное время отдыха, что бывает непросто. В соответствии с КТМС, минимальная продолжительность времени отдыха не должна быть менее 10 часов в течение любого 24-часового периода, который может быть разделен не более чем на два периода, один из них – продолжительностью не менее 6 часов, а интервал между последовательными периодами отдыха не должен превышать 14 часов; и 77 часов в течение любого периода в семь дней. Соответственно, требования к рабочему времени следующие: 8 часов в день в нормальных условиях с одним днем отдыха; максимум 14 часов в любой 24-часовой период; и максимум 72 часа в течение семи дней.

Зоны повышенного риска и военных действий.

Пиратство – серьезная угроза для моряков. В последнем отчете Международного морского бюро отмечается 37 инцидентов за первый квартал 2022 года. Зоны повышенного риска пиратства и военных действий представляют собой непосредственную опасность для судов и экипажей. Поэтому морякам, на которых распространяются соглашения IBF, перед началом рейса должна быть проинформированы о том, что судно направляется в зону военных действий или повышенного риска. Каждый моряк имеет право отказаться следовать в опасный район и списаться с судна за счет компании без опасений потерять работу, а при согласии – рассчитывать на компенсацию в случае наступления риска, получение надбавки в размере 100% от ежедневной базовой ставки за все время пребывания судна в опасном районе. К слову, в декабре 2020 года вступили в силу поправки к КТМС, гарантирующие, что морякам, которые окажутся в заложниках в результате нападения пиратов или вооруженного ограбления судна, будет продолжать начисляться заработная плата.

При болезни или травме.

Судовладельцы несут ответственность за покрытие расходов моряков, работающих на их судах, в связи с болезнью и травмой, включая: компенсацию в случае смерти или длительной потери трудоспособности из-за производственной травмы, болезни, несчастного случая и лечения; расходы на необходимые лекарства и терапевтические средства, на погребение в случае смерти на борту. Если болезнь или травма привели к утрате трудоспособности, то судовладелец несет ответственность за выплату зарплаты в полном размере в течение всего времени пребывания больного или травмированного на судне или пока он не будет репатриирован, а также выплату зарплаты в полном размере или частично согласно национального законодательства или нормативно-правовых актов, либо в соответствии с положениями коллективного договора с момента репатриации или списания на берег вплоть до выздоровления или до момента, когда моряк получит право на получение денежного пособия в соответствии с законодательством конкретной страны.

Профсоюз моряков.

Сложная структура судоходной отрасли обусловлена международным характером. Это означает, что морякам может понадобиться зашита. Например, известно немало случаев, когда оказавшиеся в затруднительном финансовом положении судовладельцы бросают целые экипажи на судах за тысячи миль от дома. В этом случае поможет вступление в профсоюз. Профессиональные объединения не только помогают своим членам в юридических вопросах, но могут оказать финансовую поддержку в трудной ситуации.

Юристы.

Не все моряки знают, что есть специально обученные и практикующие специалисты в области международного морского права, которые уполномочены отстаивать права именно тружеников флота. Бывают случаи, что такие юристы бесплатно консультируют моряков и их семьи при возникновении проблеи профессионального характера: невыплата/задержка заработной платы, конфликты с работодателем, случаи заболеваний/травмирования/смертей/пропажи без вести и прочее. Эффективность их работы тоже ощутима.

Гендерное равенство.

«Женщина на борту – к беде» – давно неактуальное выражение, ведь в реальности они успешно трудятся на флоте и составляют 2% от мировой морской рабочей силы. Женщины, которые хотят сделать карьеру в отрасли, должны знать, что тема гендерного разнообразия не сходит с международной повестки дня. Судоходство предпринимает серьезные усилия по созданию инклюзивной рабочей среды. Недавно ИМО учредила Международный день женщин, занятых в судоходной отрасли, он отмечается 18 мая.

В Российском профсоюзе моряков отмечают: несмотря на прогресс, достигнутый отраслью, большинство членов экипажей все еще работают без гарантии базовых трудовых прав. «Так, одни трудятся, не имея пенсионного страхования, другие не могут получить своевременную медицинскую помощь, а ведь это одни из основных прав, которые должны соблюдаться в отношении каждого работающего человека, – отмечают в РПСМ. – Бывают случаи, когда морякам приходится буквально выпрашивать компенсацию расходов на лечение травм, полученных в рейсе. Моряки заслуживают гарантии базовых трудовых прав, так как продолжают профессионально и результативно выполнять свои обязанности».

Источник: www.sur.ru