ИМО призвала государства-члены закрепить за моряками статус ключевых работников

ИМО призвала государства-члены закрепить за моряками статус ключевых работников

Международная морская организация приняла резолюцию о комплексных мерах по решению проблем моряков в период пандемии Covid-19, объединив в единый документ вопросы, связанные со сменой экипажа, доступом к медицинскому обслуживанию, закрепления за ними статуса ключевых работников и включением моряков в приоритетные группы вакцинации против коронавируса. Резолюция получила одобрение на 32-й сессии Ассамблеи ИМО, которая прошла с 6 по 15 декабря 2021 года.

Моряки – ключевые работники

В частности, документ призывает государства-члены Международной морской организации закрепить за моряками статус ключевых работников, чтобы упростить процедуру увольнения на берег и способствовать безопасному и беспрепятственному пересечению границ, а для этих целей признавать имеющиеся у моряков соответствующие документы. Также резолюция говорит о рассмотрении возможности внедрения рекомендованной отраслью системы протоколов для обеспечения безопасной смены экипажей и поездок во время пандемии коронавируса, и уделении приоритетного внимания вакцинации моряков в своих национальных программах иммунизации против Covid-19. Кроме того, документ призывает государства-члены освободить моряков от вводимых на федеральном уровне требований, предусматривающих доказательство вакцинации от коронавируса в качестве условия въезда, с учетом того, что членов экипажей морских судов следует объявить ключевыми работниками. В резолюции отмечена и медицинская сторона вопроса: так, ИМО просит обеспечить морякам немедленный доступ к врачебной помощи, в том числе упростить эвакуацию членов экипажей, нуждающихся в срочном медицинском участии, если помощь не может быть оказана ни на борту судна, ни в порту захода.

Против незаконной деятельности в Гвинейском заливе

Ассамблея также приняла обновленную резолюцию о предотвращении и пресечении пиратства и вооруженного разбоя против судов и незаконной деятельности в Гвинейском заливе. Она признает серьезную обеспокоенность отрасли в связи с нападениями на суда и моряков в регионе, а также существующие угрозы для жизни членов экипажей и серьезные риски для безопасности мореплавания и окружающей среды со стороны пиратов, вооруженных грабителей и других преступников.

Признавая усилия, прилагаемые странами, резолюция настоятельно призывает правительства сотрудничать с государствами Гвинейского залива и оказывать им помощь в развитии их национального и регионального потенциала по повышению эффективности управления морской деятельностью в водах, находящихся в их юрисдикции; способствовать предотвращению пиратства, вооруженных грабежей и другой незаконной морской деятельности в соответствии с международным правом, в частности Конвенцией ООН по морскому праву – UNCLOS; наращивать ресурсы для поимки и привлечения к уголовной ответственности тех, кто совершает преступления. Такая помощь может включать укрепление правовой базы, включая законы о борьбе с пиратством и правоприменительные нормы; подготовку национальных морских правоохранительных органов; содействие координации и сотрудничеству антипиратской и правоохранительной деятельности между государствами, регионами, организациями и отраслью; обмен информацией.

Реализация Кейптаунского соглашения 2012 года

Также среди принятых ИМО решений – настоятельный призыв к правительствам, которые еще не стали участниками Кейптаунского соглашения 2012 года о безопасности рыболовных судов, рассмотреть возможность сделать это до 11 октября 2022 года – десятой годовщины принятия документа. Напомним, что Кейптаунское соглашение может вступить в силу только через 12 месяцев после того, как по крайней мере 22 государства, рыболовный флот которых в совокупности составляет не менее 3600 судов длиной 24 метра и более, эксплуатирующихся в открытом море, ратифицируют его.

Десятилетие наращивания потенциала 2021-2030 гг.

Помимо этого ИМО приняла резолюцию, в которой изложены цели и амбиции организации в отношении наращивания потенциала в текущем десятилетии, одобрив Десятилетнюю стратегию наращивания потенциала на 2021-2030 гг. Она направлена на поддержку государств-членов в принятии, реализации и повышении эффективности обеспечения соблюдения правил и предписаний ИМО. Иными словами, на удовлетворение потребностей государств-членов, включая проблемные области, выявленные в рамках Системы аудита государств-членов ИМО (IMSAS). Она позволит достичь успешной реализации морских аспектов Повестки дня на период до 2030 года и Целей устойчивого развития (ЦУР) за счет концентрации усилий на разработке и реализации надежной национальной морской политики и стратегии, основанных на использовании всего потенциала морской экономики.

Нет мошеннической деятельности в морском секторе

В резолюции содержится призыв к правительствам пересмотреть положения своего национального законодательства, касающиеся предотвращения и пресечения всех форм мошеннической деятельности в морском секторе. ИМО просит внести такие дополнения или поправки, касающиеся, среди прочего, проявления должной осмотрительности, которые могут потребоваться для предотвращения и пресечения незаконных действий и практик, а также для защиты интересов всех причастных сторон.

Правительствам настоятельно рекомендуется принимать любые меры для усиления сотрудничества друг с другом, с соответствующими межправительственными организациями и всеми заинтересованными сторонами в целях поддержания и укрепления координированных действий по направлениям, касающимся борьбы с мошенничеством в морском секторе, включая обмен информацией – даже передачу сведений о судах и регистрах, уличенных в мошеннических действиях.

В резолюции также содержится призыв к правительствам, генеральному секретарю ИМО, контролирующим органам государства порта, судовладельцам и операторам, неправительственным организациям, частному сектору, включая сектор морского страхования, судовым брокерам и другим заинтересованным сторонам разрабатывать и проводить практические семинары с целью совершенствования возможностей и методов обеспечения должной осмотрительности для предотвращения появления и выявления поддельных документов о регистрации.

Стратегическое направление, касающееся человеческого фактора

Ассамблея ИМО обновила Стратегический план организации на 2018-2023 гг., включив в него новое, восьмое, направление (SD), касающееся человеческого фактора.

Теперь в стратегический план включены:

SD 1 – Повысить эффективность реализации и применения;

SD 2 – Интегрировать новые и передовые технологии в нормативно-правовую базу; SD 3 – Реагировать на изменение климата;

SD 4 – Принимать участие в управлении океанами;

SD 5 – Содействовать упрощению и безопасности международной торговли;

SD 6 – Обеспечивать эффективность регулирования;

SD 7 – Обеспечивать организационную эффективность;

SD 8 – Человеческий фактор.

В стратегическом направлении в области человеческого фактора говорится, что в своей роли глобального регулятора судоходства ИМО будет опираться на уже проделанную работу в области учета человеческого фактора и принимать его во внимание при рассмотрении, разработке и внедрении новых требований. Для решения проблем, связанных с человеческим фактором, ИМО разработает или внесет поправки в положения, касающиеся обучения; дипломирования и несение вахты, включая требования новых технологий; ориентированного на человека проектирования; безопасного укомплектование судов экипажами; учебной тревоги и учений; управления утомляемостью; эксплуатационной безопасности; охраны; защиты окружающей среды; справедливого обращения с моряками; учета важности роли гендерного равенства.

Включение человеческого фактора в качестве особого стратегического направления является признанием его значимости, особенно в период пандемии Covid-19, когда человеческий фактор оказался в центре внимания совместной работы с родственными организациями ООН – Международной организацией труда, Международной организацией гражданской авиации и Всемирной организации здравоохранения, в том числе отраслевыми ассоциациями и социальными партнерами.

Международный день женщин в морской отрасли

Остается добавить, что помимо всего прочего Ассамблея ИМО приняла резолюцию о провозглашении Международного дня женщин в морской отрасли, который теперь будет ежегодно отмечаться 18 мая. Это мероприятие – еще одна возможность чествовать женщин, работающих в отрасли. В том числе праздник поможет содействовать привлечению женщин в судоходство, сохранить рабочие места, повысить роль девушек в секторе, укрепить приверженность ИМО Цели 5 в области устойчивого развития Организации Объединенных Наций – гендерное равенство, а также стимулировать меры по устранению гендерного дисбаланса на торговом флоте.

Российский профсоюз моряков приветствует резолюцию ИМО, которая призывает государства-члены закрепить за моряками статус ключевых работников. В связи с этим РПСМ просит власти России, как страны, являющейся полноправным членом Международной морской организации, объявить членов экипажей морских судов вне зависимости от национальности ключевыми работниками, признав за ними право беспрепятственно пересекать границу РФ, своевременно возвращаться домой после выполнения контракта, оперативно получать медицинскую помощь, где бы моряки не находились в экстренный момент – в море или на берегу.

Источник: www.sur.ru