Моряки излишне полагаются на процедуры по входу в закрытые помещения

Моряки излишне полагаются на процедуры по входу в закрытые помещения

Таков один из выводов, содержащихся в докладе Отраслевой группы по проблеме человеческого фактора (Human Element Industry Group/HEIG). Также эксперты подчеркнули, что гибель в закрытых помещениях по-прежнему остается одним из опаснейших профессиональных рисков на борту.

Отметим, что ранее, несколько лет назад, вопросами инцидентов в замкнутых пространствах судов всерьез озаботилась Международная ассоциация судовых менеджеров InterManager. Она запустила опрос, касающийся случаев гибели моряков в закрытых помещениях, в котором приняли участие около 5000 тружеников флота.

В рамках этого исследования удалось выявить целый ряд проблем:

– Процедуры по входу в закрытые помещения часто кажутся морякам трудными для понимания, путанными и не учитывают наличие на борту ресурсов, оборудования и отпущенного на выполнение задания времени.

– Расследования смертельных случаев указывают на ошибки самих жертв и, в частности, на несоблюдение ими соответствующих процедур.

– Коммерческое давление/нехватка времени – существенный фактор, граничащий с нарушением правил эксплуатации.

– Планировка, расположение и оборудование закрытых помещений создавали дополнительные трудности и повышали риски.

– Убеждение, что проходить подготовку по работе в закрытых помещениях должны только экипажи танкеров.

Именно в ответ на эти результаты восемнадцать месяцев назад Отраслевая группа по проблеме человеческого фактора (HEIG) разработала спецпроект Enclosed Space Project, в котором участвуют члены HEIG и от 50 до 100 специалистов морской отрасли. Они изучают имеющиеся пробелы и недоработки, которые необходимо устранить с помощью внедрения новых или изменения существующих правил и учебных стандартов, а также чтобы повысить осведомленность о проблемах, с которыми сталкиваются моряки. В настоящее время большая часть аналитической работы завершена, и уже сделан ряд выводов.

Среди выявленных новым исследованием проблем:

– Чрезмерная опора на процедуры по входу в закрытые помещения. – Правила работы в замкнутых пространствах сложны, трудоемки и требуют много времени и активного руководства.

– Для их выполнения нужно специальное оборудование и прошедшие специальную подготовку спасательные команды.

Кроме того, в основу действующих процедур положены «Пересмотренные рекомендации по входу в закрытые помещения на борту судов», которые последний раз обновлялись еще в 2011 году. В HEIG отмечают, что с этим документом связаны некоторые существенные проблемы, и поэтому эксперты отраслевой группы совместно с государствами флага готовят представление в Международную морскую организацию для решения некоторых из них.

Также HEIG совместно с Международным форумом расследования морских происшествий (MAIIF) изучил результаты расследований несчастных случаев, которые подтвердили выводы исследования.

Отмечается, что у MAIIF есть письменные инструкции по расследованию инцидентов в закрытых помещениях, которые призваны расширить круг аспектов, принимаемых во внимание во время расследований, не ограничиваться непосредственно инцидентом, а уделять особое внимание организационным факторам, наличию надлежащего оборудования, его доступности и времени, которое отводилось для входа в замкнутое пространство.

Капитан Куба Шимански, генеральный секретарь InterManager и член комитета HEIG, прокомментировал первоначальные результаты работы в рамках спецпроекта Enclosed Space Project: «Мы слишком долго возлагали на самого погибшего моряка вину за ошибку. HEIG углубился в изучение этого вопроса, чтобы выявить глубинные причины несчастных случаев со смертельным исходом, и мы разделяем первоначальные выводы их исследования».

Российский профсоюз моряков согласен с позицией, что на проблему инцидентов в закрытых помещениях необходимо взглянуть шире. Как показывают исследования, далеко не всегда причины только лишь в ошибках моряков, недоработки есть и в самих процедурах, которые, возможно, требуют изменений, и в доступности оборудования на борту. Тем не менее, чтобы сократить риски вне зависимости от причин, морякам стоит помнить, что главная защита – личная забота о собственной безопасности и безопасности своих коллег.

Источник: www.sur.ru