Риск массового исхода моряков

Риск массового исхода моряков

В мире растет число разочарованных и неоцененных по заслугам работников, которые покидают свои рабочие места. Эту тенденцию, которая наблюдается с весны 2021 года по настоящее время, в СМИ называют «Массовый исход», или «Великое увольнение» («Great Resignation»). Моряки, которые сыты по горло теми условиями труда, в которых они оказались во время пандемии Covid-19, уже присоединяются к армии уходящих из профессии по собственному желанию.

Причина в том, что пандемия Covid-19 стала источником многочисленных трудностей для моряков, которые сражаются на передовой и сталкиваются с изматывающими ограничениями. Кризис смены экипажа, отсутствие гарантий занятости, доступ к вакцинации, перебои со снабжением судов, психическое здоровье моряков и благополучие их семей – вот не полный перечень новых проблем, которые очень сильно осложнили труженикам флота жизнь.

Так, среди причин, по которым моряки бросают работу в море, члены экипажей назвали такие, как: плохое обращение со стороны портовых властей, которые отказывают в поддержке и помощи; продление контрактов на длительные сроки и постоянно откладывающаяся репатриация; финансовые проблемы из-за длительных периодов между рейсами; риск от взаимодействия с людьми, а также долгий карантин в разных портах; стресс и тревожные состояния; усталость; повышенный риск заражения Covid-19 во время пути следования на судно и возвращения домой по окончании рейса; отсутствие должного доступа к медицинской помощи из-за ограничений; невозможность схода на берег, а также возвращения домой в экстренных случаях; наличие более привлекательной работы на берегу или открытие собственного дела; желание проводить больше времени с семьей. Пытаясь выяснить последствия этого, TradeWinds провел опрос среди нескольких ведущих менеджеров и судовладельцев, попросив их рассказать о трудностях, с которыми они столкнулись при удержании своих экипажей. Участники – компании Anglo-Eastern, Eastern Pacific Shipping, IMC Shipping, Precious Shipping и Wilhelmsen Ship Management – все как один согласны с тем, что сегодня сохранить плавсостав стало намного сложнее, чем в период до пандемии, и все большее число моряков предпочитают не возвращаться к работе в море. Цифры, которые называли компании, подтверждают это: у всех участников опроса численность моряков сократилась.

Так, число тружеников флота, решивших остаться дома до конца пандемии или насовсем уйти из отрасли, колеблется от чуть менее 5% до 15%. Кому-то эти цифры могут показаться относительно небольшим, но для компаний, у которых прежде текучесть кадров составляла не более 2%, это тревожный сигал. Карл Скоу, президент и исполнительный директор Wilhelmsen, считает, что если в ближайшее время ситуация не изменится, то эта тенденция может стать долгосрочной. «Отношение к морякам, которое прослеживалось с начала пандемии, заставило многих из них задуматься над тем, не ошиблись ли они, выбрав эту профессию, – отметил он. – У нас всегда будут потенциальные кандидаты из стран, которые выбирают морскую специальность, потому что у себя на родине им сложно найти достойную работу на берегу, но если у них появятся варианты трудоустройства на суше, мы столкнемся с дефицитом кадров». Это мнение разделяет Санджай Рамнатан, возглавляющий подразделение MSI Ship Management компании IMC Shipping. «Несомненно, эти трудности оказали долгосрочное влияние на удержание и набор экипажей», – сказал он.

Происходит процесс, который можно назвать «утечкой мозгов». Так, менеджеры и судовладельцы обеспокоены тем, что более обеспеченные в финансовом отношении старшие офицеры решат остаться на берегу навсегда или, по крайней мере, до тех пор, пока не исчезнут проблемы, вызванные пандемией. Вместе с ними отрасль лишится ценного опыта, накопленных знаний и умений. «Мы останемся без еще большего числа морских специалистов, если кто-то из них решит больше не возвращаться в море после окончания пандемии», – считает исполнительный директор Anglo-Eastern Бьорн Хойгаард.

Компании знают, что моряки, которые не вернутся в торговый флот, особенно механики, обладают знаниями и умениями, которые востребованы во многих отраслях на берегу, в том числе не связанных с судоходством. Вакансии в различных морских организациях и портовых службах на берегу составили конкуренцию рабочим местам на судах, и те моряки, которые хотят остаться дома, ухватятся за эту возможность.

Более того, участники опроса отметили, что не только судомеханики и судоводители, но и рядовой состав не хочет возвращаться в море. «Большинство членов экипажа в состоянии найти хорошо оплачиваемую работу на берегу и при этом избежать стресса, в котором они находятся, работая на борту», – говорит капитан Себастьян Кардозо, вице-президент по управлению персоналом флота компании Precious Shipping. Также Кардозо подчеркнул, что молодежь, только начавшая работать в море, включая кадетов и практикантов, представляют собой еще одну возрастную группу, где растут показатели утечки кадров, что не может не вызывать тревогу. Он отметил, что из-за пандемии набор в морские учебные заведения сократился, что может иметь долгосрочные последствия для круинга. «Из-за локдаунов морские учебные заведения работали в дистанционном режиме. Курсанты, которые должны были пройти практику непосредственно в рейсе, не смогли вовремя закончить практическую часть обучения, потому что посадка на судно постоянно откладывалась на неопределенный срок. Соответственно из-за того, что они не могли завершить обучение, они не получили квалификационные сертификаты и не могли начать полноценно работать на судах. То же самое произошло с офицерами, которым нужно было сдать экзамены на подтверждение или повышение квалификации», – объяснил Себастьян Кардозо.

Он добавил, что на набор в морские учебные заведения сильно повлияло то, что многие страны приостановили выдачу виз. Другие компании заявили, что они также сталкиваются с проблемами при поиске квалифицированных морских кадров с действующими сертификатами, поскольку большинство учебных центров закрыто.

В Российском профессиональном союзе моряков отмечают, что без действий всех заинтересованных сторон, в том числе правительств, вводящих жесткие ограничения на сход на берег в своих портах, индустрия может остаться без квалифицированных кадров. Давно пришло время улучшить условия труда членов экипажей и обеспечить им своевременное возвращение домой, и заниматься этим нужно прямо сейчас.

Источник: www.sur.ru