Расследования не учитывают усталость моряков
Усталость – бич моряков, которые в современном мире вынуждены работать в условиях сокращенных экипажей и большой рабочей нагрузки. Для ее эффективного предотвращения и управления рисками утомляемости необходимо участие всех заинтересованных сторон. При этом, как считает профессор Энди Смит из Школы психологии при Кардиффском университете, одна из них – структуры, которые занимаются расследованием, регулированием и правовыми последствиями инцидентов, связанных с усталостью, – по-видимому, нуждается в дополнительных знаниях в этой области.
По словам ученого, вопрос касается не только усталости моряков, но и дорожно-транспортных происшествий. Так, существуют убедительные доказательства взаимосвязи утомления и безопасности водителя. Например, в Великобритании подсчитали, что каждое пятое дорожно-транспортное происшествие (ДТП) вызвано усталостью того, кто находится за рулем. Если же говорить о ДТП со смертельным исходом, то с этим фактором связано каждое четвертое из них. В ходе опросов 58% водителей признаются, что находились за рулем будучи утомленными. Однако согласно полицейским отчетам, всего 3% ДТП связаны с усталостью водителя.
– 30% опрошенных нами в ходе исследования моряков сообщили, что были причастны к инцидентам, вызванным усталостью, – отмечает профессор. – Более того, 60% считают, что утомление представляет угрозу безопасности судна.
Однако, как и в случае с ДТП, количество морских аварий, которые следователи или юристы официально связали с усталостью, относительно невелико. Ученый перечислил некоторые из возможных причин того, почему относительно небольшое число морских аварий классифицированы расследователями и юристами как вызванные усталостью. Одна из них заключается в том, что сам термин «усталость» часто ассоциируется с засыпанием. Если человек спал, то это станет очевидным: на борту судна это может привести, например, к тому, что оно сядет на мель, а если это произойдет с водителем наземного транспортного средства, то машина может уйти в кювет.
Однако полноценный сон – это не единственное проявление усталости, которое приводит к опасным последствиям. Есть, в частности, такое состояние, как микросон – это внезапно наступающие периоды кратковременного сна, длящиеся несколько секунд. Он чрезвычайно распространен у сильно переутомившихся людей, однако вызванные им последствия часто объясняются другими вещами (например, неопытностью или некомпетентностью). Причинами усталости могут быть множество различных факторов, а не только недосып. Среди них, например, время суток, рабочая нагрузка, стресс и условия окружающей среды – погода, состояние моря и шум. Продолжительное воздействие факторов риска утомляемости ведет к хронической усталости, в таких случаях человек становится более подвержен воздействию причин, вызывающих острое утомление.
Как отметил Энди Смит, усталость начинает влиять на работоспособность задолго до того, как человек засыпает, при этом следователи и юристы часто не очень хорошо знакомы со спецификой таких состояний. Так, например, с начальными признаками утомления можно бороться при помощи компенсирующих усилий, особенно в тех ситуациях, когда есть выраженная мотивация. «Этот эффект мы попытались проиллюстрировать, проведя небольшой эксперимент, – рассказал профессор. – Когда отдел прикладной психологии в Кембридже попросили снять для BBC фильм об их исследовании, то, чтобы продемонстрировать свою подверженность усталости, они лишили сна одного из научных сотрудников.
Однако во время съемок он показал отличную работоспособность, поскольку компенсировал усталость дополнительными усилиями. К сожалению, это компенсирующее усилие возможно применять только в течение короткого периода времени, после чего становится очевидным влияние утомления». Как рассказал эксперт, усталость ведет к нескольким типам нарушения работоспособности. Например, она может проявляться в снижении концентрации внимания и замедленной реакции на события, происходящие в неожиданное время или в неожиданном месте. Уставший человек легче теряет концентрацию и даже может перестать ориентироваться в обстановке, что приводит к рискованным действиям и решениям. Очень часто следователи или юристы не связывают утомление с происшествием, отвергая его как причину, если, конечно, отсутствуют такие крайние его проявления, как засыпание. В большинстве случаев состояние предельной усталости является результатом цепочки событий, которые развиваются по спирали. Так, чрезмерные нагрузки, связанные с конкретными событиями (например, подходом к порту, причаливанием и грузовыми операциями), приводят к продолжительному состоянию утомления, из-за чего в дальнейшем человеку для выполнения своей работы требуются дополнительные усилия, что, в свою очередь, вызывает больший стресс и переутомление.
Этот процесс может продолжаться в течение нескольких циклов, однако, наступает момент, когда человек больше не может компенсировать усталость дополнительными усилиями. Тогда он «отключается», и могут стать очевидными самые неблагоприятные последствия этого.
– Приведенное описание процесса утомления широко используется теми, кто исследует этот вопрос, – отметил Энди Смит. – Напротив, врачи часто сосредотачиваются на его последней стадии, засыпании, и не осознают, что риски для безопасности начинают возникать на гораздо более раннем этапе. Подробное рассмотрение процесса утомления показывает, почему так важно учитывать как сам инцидент, так и предшествующие ему условия, которые могли привести к хронической усталости и непосредственной реакции человека.
Российский профессиональный союз моряков подчеркивает, что сами члены экипажей, конечно, должны следить за своим режимом дня и уделять достаточно времени сну и отдыху. Однако только этим не предотвратить риск усталости на борту – здесь, среди прочего, важно, чтобы на судне было достаточно рабочих рук, что напрямую зависит от судовладельцев.
Источник: www.sur.ru