Дефицит офицеров увеличится
В ближайшие годы судоходство столкнется с растущей нехваткой офицеров для укомплектования экипажей торговых судов, что отчасти объясняется воздействием пандемии и ее негативным влиянием на привлекательность работы в море. Международная консалтинговая компания Drewry прогнозирует, что это произойдет к 2026 году: трудности возникнут как с наймом, так и ростом расходов на укомплектование экипажей. Основная причина сокращения численности офицеров, которую называет Drewry, связана со снижением привлекательности и престижа профессии моряка.
– Из-за непростой обстановки на борту судов, которая сложилась на фоне пандемии Covid-19, некоторые моряки, отложившие выход на пенсию, теперь могут это сделать, а другие завершить карьеру в пользу работы на берегу, – сказал Ретт Харрис, возглавляющий в Drewry исследования в области кадрового потенциала. – Уже в течение нескольких лет отрасль столкнется с проблемами в наборе и удержании квалифицированных кадров.
Так, компания предполагает, что следующие пять лет разрыв между спросом и предложением только увеличится: дефицит командного состава составит более 5% от общего числа офицеров мирового торгового флота. Это самый высокий показатель с 2013 года. Таким образом, можно говорить о почти двукратном увеличении текущей нехватки офицеров. В настоящее время, по оценкам Drewry, она составляет около 3% от общего количества работающих в отрасли офицеров. По словам Харриса, с таким уровнем можно справится, так как он не вызывает особых проблем с набором экипажей.
Один из факторов, которые могут помочь смягчить дефицит кадров в обозримом будущем, – простой судов в определенных секторах, отчасти вызванный пандемией. Но по мере того, как они вернутся в рабочий режим, а также учитывая достаточно увесистые портфели заказов на новый флот, в ближайшие несколько лет дефицит офицерских кадров станет более ощутимым. В отчете говорится, что в течение пяти лет до 2016 года мировое предложение моряков росло в среднем на 2,7 % в год. Однако за последние пять лет темп роста численности кадров сократился до 0,5% в год.
Ожидается также, что растущая нехватка офицеров окажет куда более серьезное влияние на уровень квалификации, чем на количество свободных специалистов. С учетом этого, эксперты полагают, что компании, установившие для своих работников низкую заработную плату, больше пострадают от последствий пандемии, поскольку недовольных оплатой труда моряков переманят к себе более щедрые судовладельцы, или же они найдут высокооплачиваемую работу на берегу.
Согласно другим прогнозам Drewry, совокупные затраты на персонал, без учета воздействия Covid-19, умеренно вырастут уже в этом году. По оценкам, годовой рост составит менее половины процента, что соответствует прошлогодним показателям. Если говорить об отдаленном будущем, то увеличение дефицита морских кадров и некоторое улучшение финансового положения работодателей поспособствуют росту расходов на наем экипажей, но останутся ниже преобладающих темпов инфляции потребительских цен.
– Действительно, не первый год наблюдается тенденция к сокращению офицеров, – подтверждают в Российском профсоюзе моряков. – Международная палата судоходства еще в 2018 году отмечала, что их нехватка во всем мире составляла порядка 16 500 человек (2,1%), а переизбыток рядового состава – 119 000 моряков (15,8%). Из ситуации однозначно есть выход: нужно создавать все условия для карьерного роста, решать проблемы, делающие профессию непривлекательной, например, пиратство, рекламировать плюсы и возможности, которые открываются перед работниками флота, и, конечно, удерживать в отрасли уже имеющихся квалифицированных и компетентных специалистов.
Кроме того, в РПСМ убеждены: сегодня размер заработной платы и условия социального пакета обязательно должны соответствовать стандартам, которые диктует Международная федерация транспортников.
Источник: www.sur.ru