Извлекаем уроки: моряк потерял равновесие во время мойки и получил травму

Извлекаем уроки: моряк потерял равновесие во время мойки и получил травму

Крупнейший клуб взаимного страхования Swedish Club недавно издал сборник, в котором разбирают происшествия и несчастные случаи на судах, анализируют их причины и делают выводы на будущее. Один из таких несчастных случаев произошёл с моряком во время мойки комингса: он потерял равновесие, упал и в результате получил серьезную травму.

Инцидент:

Во время стоянки балкера в порту матрос 1 класса (далее — АВ) производил мойку желоба комингса люка. Он подсоединил пожарный шланг к пожарному гидранту и струёй под давлением мыл комингс. Люковые закрытия были открыты, на АВ был страховочный пояс. В какой-то момент страховочный пояс и пожарный шланг переплелись, и чтобы распутать их, моряк ненадолго отцепил от себя страховочный пояс. В этот момент давление в шланге изменилось, АВ потерял равновесие и упал на 16 метров вниз в грузовой трюм. Члены экипажа оказали моряку первую помощь, а капитан вызвал скорую помощь. К сожалению, травмы, полученные моряком при падении, оказались несовместимы с жизнью, и он скончался в больнице.

Сделанные выводы:

Работа на высоте всегда сопряжена с высоким риском, и на всех судах есть инструкции по технике безопасности для этого вида работ. Перед выполнением высотных работ необходимо провести оценку рисков и получить допуск к работе. Процедура оценки рисков и Кодекс безопасной практики работы для моряков торговых судов требуют, чтобы были учтены все риски, а страховочный пояс должен быть пристёгнут в течение всего времени выполнения работ на высоте. В рассматриваемом случае на моряке был страховочный пояс, он отцепил его на минуту, и этого хватило, чтобы он потерял равновесие и упал. Этот случай еще раз наглядно продемонстрировал, что для фатальной ошибки иногда достаточно одной секунды. Если бы для выполнения этой работы были назначены два моряка, то подобная ситуация вряд ли возникла, потому что один матрос мог бы выполнять основную работу — направлять струю воды на желоб комингса, а другой бы поддерживал шланг, не давая ему запутаться. Работа в море по умолчанию является опасной, и члены экипажа часто выполняют операции, сопряженные с высокой степенью риска. Так, работы на высоте, швартовка, крепление грузов и многие другие рутинные для моряков операции являются работами повышенного риска.

Приведенный трагический случай позволяет сделать вывод о том, что решение отцепить страховочный пояс, одновременно удерживая находящийся под давлением пожарный шланг, может привести к падению со смертельным исходом. У каждого человека существует своя, субъективная оценка степени опасности, именно поэтому очень важно, чтобы отдел охраны труда позаботился о том, чтобы все члены экипажа прошли соответствующую подготовку, где их научат правильно оценивать риски и осознавать, что игнорирование или нарушение установленных требований безопасности может иметь фатальные последствия.

Источник: ЦИА РПСМ, Safety4sea.com