Опасность ламп накаливания
На борту судна моряков поджидает много опасностей, которые далеко не всегда очевидны на первый взгляд. Серьезную угрозу жизни и здоровью экипажей представляют пожары, которые могут возникнуть без, казалось бы, каких-либо серьезных предпосылок. Например, причиной возникновения огня в трюме вполне может стать обычная лампа накаливания, что и произошло на одном из теплоходов. Так, судно в порту занималось погрузкой генерального груза. Как только деревянные брусья поместили в трюмы, стивидоры начали укладывать машинное оборудование на главную палубу. В последнюю очередь контейнеры с опасным грузом были погружены на крышку люка номер четыре. Затем весь палубный груз надежно закрепили для предстоящего рейса. Вскоре, спустя полтора часа, в жилых помещениях прозвучала сигнализация системы обнаружения дыма из четвертого трюма. Когда моряки открыли крышку люка, сразу почувствовался запах гари. После первого оповещения датчиков дыма была объявлена тревога, чтобы все члены экипажа собрались на месте сбора при чрезвычайных ситуациях. После этого экипаж начал готовить противопожарное оборудование. Пожарная команда вернулась к люку и приготовилась зайти в трюм. Когда люк открыли в этот раз, уже было отчетливо видно дым. Первая пожарная команда зашла внутрь и вскоре обнаружила, что доступ к источнику огня заблокирован контейнерами, а видимость ограничена из-за сильного дыма. Экипаж уведомил портовые власти о происходящем и попросил местную пожарную службу помочь. Как только все моряки были в безопасности, трюм опечатали и включили углекислотную систему пожаротушения. Помещение начало охлаждаться. Температуру переборок взяли на контроль. Спустя четыре часа аварийно-спасательная группа из судового и берегового персонала открыла трюм. Ни огня, ни дыма там, к счастью, уже не было. Как выяснилось впоследствии, причиной возгорания оказался жар, исходящий от лампы накаливания в грузовом трюме. Деревянные брусья находились на расстоянии менее полуметра от нее. При этом на судне не оказалось письменно оформленной процедуры или контрольного листа, в которым бы прописывалось, что освещение в трюме необходимо отключать перед погрузкой легковоспламеняющегося груза или после окончания погрузки и закрытия крышек люков. Остается радоваться, что это не привело к фатальным последствиям. После проведения расследования специалисты отметили, что стационарная система углекислотного пожаротушения является лучшим способом справиться с пожаром в грузовом трюме. Для этого нужно сначала выпустить газ, затем подождать и охладить трюм. Важно контролировать температуру и не открывать крышку люка слишком рано. Также важно, если береговая пожарная служба находится на борту судна, документировать все действия. Все участники операции по борьбе с пожаром должны четко знать свои обязанности. Поскольку основной причиной пожара стала лампа накаливания, важно помнить: подобные лампы с высокой температурой нагревания в трюме представляют больший риск, чем светодиодные, которые сейчас можно приобрести по вполне доступным ценам. – Подчас беда приходит, откуда моряки совсем не ждут, – отмечают в Российском профсоюзе моряков. – В этом случае, например, процедуры в отношении освещения в трюме даже не были отдельно прописаны. В подобных вещах большую роль играет умение членов экипажа верно оценивать ситуацию и возможные опасности, а если инцидент все же не удалось предотвратить – способность быстро и трезво реагировать на происходящее.
Источник: www.sur.ru