Принять меры по организации беспрепятственной ротации членов экипажей в российских портах и пересечения государственной границы

Принять меры по организации беспрепятственной ротации членов экипажей в российских портах и пересечения государственной границы

Ротация членов экипажей остается проблемой номер один в морской отрасли: из-за ограничений на поездки тысячи моряков остаются на судах больше, чем положено. Поэтому по инициативе Федерации профсоюзов работников морского транспорта (ФПРМТ) в рамках заседания Российской трехсторонней комиссии (РТК) был рассмотрен вопрос об организации своевременных смен членов экипажей морских судов в целях соблюдения прав работников на занятость и отдых, снижения травматизма и аварийных ситуаций. 

ФПРМТ отмечает, что важность этой темы обусловлена тем, что в связи с закрытием границ и отменой авиарейсов многими государствами возникли проблемы в организации ротации судовых команд. Из-за этого невозможно сменить членов экипажей, чьи трудовые контракты истекли, а также обеспечить посадку на судно их коллег, готовых принять вахту. Помимо этого из этой проблемы вытекает еще одна – долгое пребывание на борту грозит потерей внимания и усталостью моряков, а это реальный риск аварий и несчастных случаев. Вместе с тем люди на берегу не могут попасть на работу и испытывают финансовые трудности.

– В самом начале пандемии в нашей стране данная глобальная проблема проявилась в отсутствии общих требований, установленных Роспотребнадзором, позволяющих оперативно и с соблюдением всех необходимых мер по противодействию распространению коронавирусной инфекции, производить смены экипажей судов в портах России, – пояснил председатель ФПРМТ Юрий Сухоруков. – Зачастую региональные управления Роспотребнадзора устанавливали собственные чрезмерные требования, выходящие за пределы общих, принятых на федеральном уровне, к профилактике коронавирусной инфекции.

Так, Российский профсоюз моряков получал жалобы от членов экипажей, когда органы Роспотребнадзора запрещали сход морякам с истекшими трудовыми договорами с судна, обязывая проходить 14-дневную изоляцию непосредственно на борту, а не по месту жительства или в обсерваторе. Кроме того, моряки сообщали, что к ним применялись требования, установленные для лиц, работающих вахтовым методом, то есть их обязывали пройти двухнедельную изоляцию и наблюдение в обсерваторе перед посадкой на судно. При этом вахтовый метод организации работ не имеет отношения к труду моряков.

И хоть на сегодняшний день требования Роспотребназора уже неактуальны, о чем ведомство разъяснило своим территориальным органам в официальном письме, проблемы ротации моряков никуда не исчезли, а уперлись в другие ограничения. Так, Россия до сих пор не открыла границы, и судовладельцы пытаются менять российских моряков через аэропорт Минска и другие работающие воздушные гавани, при этом обеспечивая их прибытие в Россию на такси, автобусах и поездах.

В связи с этим члены РТК приняли решение предложить Роспотребнадзору, Министерству транспорт РФ совместно с другими федеральными органами исполнительной власти разработать предложения и принять меры по организации беспрепятственных смен членов экипажей морских судов в российских портах, проезда между субъектами Российской Федерации и пересечения государственной границы.

Кроме проблемы ротации моряков стороны РТК обсудили такие вопросы, как отмена отдельных нормативных правовых актов РФ и меры по поддержке рынка труда.

Добавим, что очередное заседание РТК состоится завтра, 23 июля. Так, в повестке дня стоят вопросы о внесении изменений в ФЗ «О специальной оценке условий» в части систематизации обязательных требований в сфере специальной оценки условий труда, а также в Правила подготовки предложений по определению потребности в привлечении иностранных работников, прибывающих в нашу страну на основании визы и другие.

www.sur.ru