«Заболевшие, травмированные моряки если и получают помощь, то с огромным трудом»
Телепрограмма «Вести» показала, к чему привела пандемия коронавируса: карантин запер на борту судов десятки тысяч моряков по всему миру. Границы закрыты, авиасообщение парализовано, экипажам только в редких случаях и ценой огромных усилий удается смениться. Ситуация обостряется, когда кому-то из моряков требуется медицинская помощь – даже в срочных случаях добиваться их госпитализации приходится несколько дней, причем с привлечением МИД и международных организаций. Другая проблема том, что в портах по всей стране существуют разные санитарные правила для экипажей, что осложняет сход на берег и без того переработавших и усталых моряков.
Моряку дальнего плавания Алексею Кулибабе – 45 лет. У берегов Индонезии у него случился инсульт, потом все было как в дурном сне: больному отказали в госпитализации, ссылаясь на карантинные меры в стране. Требования покинуть порт капитан т/х «WL Palekh» Дмитрий Баклан игнорировал: он сам делал моряку уколы и капельницы, пока не подошел спасательный катер.
– Это был очень сложный вопрос, но жизнь человека находилась в опасности, и это объединило многих людей. Мы работали по линии МИД, международных организаций, в том числе Международной морской организации, морских властей, – рассказал замминистра транспорта РФ Юрий Цветков.
Сейчас благодаря этим усилиям Алексей в индонезийской больнице приходит в себя после операции.
Подобные проблемы с госпитализацией – не единичный случай. Так, в шанхайском госпитале лежит другой моряк с абсцессом, который образовался из-за простого флюса.
– Я почувствовал очень сильную зубную боль, у меня воспалились десны, поднялась температура, физическое состояние резко ухудшилось, – рассказал член экипажа «BBC ST. PETERSBURG» Денис.
Из-за карантинных мер Дениса удалось положить в больницу только через несколько дней. За это время опухоль увеличилась настолько, что проведение операции стало невозможным. Теперь ему будут ставить капельницы и ждать, пока отек спадет.
– Только за последние три недели у нас порядка десятка случаев, когда заболевшие, травмированные моряки если и получают помощь, то с огромным трудом, – поделился председатель Российского профессионального союза моряков (РПСМ) Юрий Сухоруков.
Единственная в мире Служба радиомедицинских консультаций для моряков на русском языке располагается на базе клиники СПбГУ. В связи с пандемией на учреждение обрушился вал звонков. Но практически никто не болен коронавирусом, основная причина обращений – психосоматика.
– Когда человек не знает, что будет дальше, не может поступить так, как он хочет, все его планы радикальным образом изменились, он начинает нервничать, переживать. Обостряются хронические болезни, – рассказал доктор медицинских наук, профессор Константин Логунов.
Экипаж одного из судов еще в декабре ушел в море на три месяца. Однако в итоге рейс затянулся почти на полгода, а по прибытии в порт Мурманска областной Роспотребнадзор выдал предписание о карантине в течение 14 дней на борту судна. Дома уставших членов экипажа с нетерпением ждут семьи.
Обратная ситуация – в порту Ванино: там не пускают на борт сменные экипажи, несмотря на наличие справок об отрицательных тестах. Роспотребнадзор настаивает на двухнедельном карантине перед выходом в рейс. Фактически моряков приравнивают к вахтовикам.
– Непроведение своевременного лабораторного обследования создает реальный риск попадания инфекции на судно и обуславливает невозможность в будущем оказания квалифицированной медпомощи в тот период, когда судно находится в море, – объясняет эти нормы начальник отдела эпидемиологического надзора управления Роспотребнадзора по Хабаровскому краю Татьяна Каравянская.
Из-за потери времени страдают многие отрасли, зависящие от морских перевозок. Таких немало: в частности, суда Совкомфлота обслуживают важнейшие нефтяные и газовые проекты.
– Региональные власти на местах выделяют доптребования, которые зачастую не совпадают с требованиями, которые предписаны органами центральной власти и Роспотребнадзора. Такие действия, как в Ванино, приводят к незапланированным задержкам со сменами экипажей, — говорит генеральный директор компании СКФ «Арктика» Юрий Малышев.
В связи с этим судовладельцы призывают унифицировать санитарные правила по всей стране, а также создать систему зеленых коридоров, чтобы моряки имели возможность смениться. Пока в России пандемия принесла позитивные плоды лишь одному Мурманскому порту, где по сравнению с прошлым годом на четверть вырос грузооборот: промысловики, которые обычно везли рыбу в Норвегию, из-за закрытых границ выгружают свой улов в России.
Отметим, что РПСМ на протяжении всего времени пандемии делает все, чтобы помочь морякам, нуждающимся в срочной медицинской помощи, а также неоднократно обращался в различные инстанции, призывая чиновников установить единый порядок организации списания моряков в российских портах и исключить избыточные требования о самоизоляции на борту. Министерство транспорта РФ разделяет эту позицию: так, недавно ведомство обратилось к губернатору Краснодарского края с требованием прекратить распространять на моряков «карантинные» правила об изоляции. Аналогичные обращения подготовлены для руководителей других морских регионов страны, в которых существуют проблемы с репатриацией – Мурманской области, Приморского и Хабаровского краев, а также Санкт-Петербурга. В связи с этим есть основания надеяться, что по крайней мере эта проблема в ближайшем будущем должна решиться.
Источник: www.sur.ru