«Кругом вода»: пандемия коронавируса загнала севастопольских моряков фактически в «тюрьмы»

«Кругом вода»: пандемия коронавируса загнала севастопольских моряков фактически в «тюрьмы»

Последние новости о ситуации с коронавирусом в Севастополе, как говорят врачи оптимистичные. Новых очагов распространения нет, снят режим самоизоляции. Кажется, жизнь налаживается. Но это только на берегу. А в морях и океанах все по-другому.

Заложники обстоятельств

Большинство моряков проводят в море от 4 до 8 месяцев, работают без выходных до 12 часов в день, и лишь заход в порт напоминает им о большой земле. Между тем, когда весь мир борется с коронавирусом, моряки попали в непростую ситуацию.

— Наиболее острая проблема — смена экипажей в условиях пандемии COVID-19, — рассказывает председатель Профсоюзной организации моряков Севастополя Артем Боев. — Вследствие закрытия многих морских портов мира и прекращения международного пассажирского авиасообщения, моряки оказались заложниками эпидемии. Они вынуждены подолгу находиться на борту судов, не могут получить необходимую медицинскую помощь, добраться до родины.

inx960x1077

Мурманские приключения

Последний пример: отказ властей Мурманска принять на берегу экипаж транспортного судна. Морякам не разрешили провести пересменку из-за угрозы распространения коронавируса. Это при том, что в рейсе моряки из Севастополя и Крыма пробыли почти 10 месяцев, а состояние их здоровья оценивается как удовлетворительное.

Отстаивать интересы соотечественников взялся уполномоченный по правам человека в Севастополе Павел Буцай. Он связался с капитаном судна, который рассказал ему, что все члены экипажа не болеют и готовы на любые тестирования.

Это показалось не убедительным для регионального Роспотребнадзора, выставившего весьма жесткие требования к смене экипажа.

inx960x640

После разговора Павла Буцая с Уполномоченным по правам человека в РФ Татьяной Москальковой, и омбудсменом Мурманска, было принято решение, что моряки проведут смену экипажа в Архангельске.

Согласно данным Мурманского оперативного штаба по коронавирусу в регионе зафиксировано 2714 случаев заражения Covid-19. При этом 2245 случаев приходятся на стройплощадке в Белокаменке, где работает Центр строительства крупнотоннажных морских сооружений (ЦСКМС) ООО «НОВАТЭК-Мурманск».

Трудности по смене экипажей возникли не только в Мурманске, но и в морских портах Приморского, Хабаровского, Краснодарского краёв и Санкт-Петербурга.

Беды обходят стороной, но не всех

К счастью сообщений о несчастных случаях с моряками из Севастополя и Республике Крым не было, но вот несколько примеров, которые произошли с российскими моряками из других регионов. О них «Комсомолке» рассказал Артем Боев.

— в порту Шанхая китайские власти под предлогом пандемии Covid-19 отказывали в срочной медицинской помощи российскому моряку судна «BBC St. Petersburg». Несмотря на то, что у моряка возникли осложнения, вызванные болезненным воспалением зуба. Моряк сейчас на берегу в режиме изоляции на стационарном лечении, ему сделан тест на коронавирус. Им продолжает заниматься посольство.

— в порту Белаван власти Индонезии отказали в срочной медицинской эвакуации российского моряка с инсультом с т/х «WL Paleh», несмотря на то, что на борту судна инфекции Covid-19 не было. Благодаря усилиям профсоюза моряков Индонезии (KPI) судно получило разрешение на заход в порт Белаван, но там местные власти стали отказывать. Только после подключения посольства удалось разрешить ситуацию — моряк был эвакуирован.

inx960x640

— трагический случай произошел во Вьетнаме. Во время якорной стоянки судна «Pola Anisia» скончался российский моряк. У мужчины были подозрения на сердечный приступ. Администрации порта были предоставлены все документы, необходимые для срочной репатриации тела на родину. Предварительно членов экипажа проверили на наличие инфекции Covid-19 – тесты показали отрицательный результат. Несмотря на это, вьетнамские власти приняли отрицательное решение. Единственный возможный порт захода стал Сингапур. При помощи Председателя Профсоюза офицеров Сингапура (SMOU), Мэри Лью, от капитана порта было получено разрешение на заход судна. На следующий день тело моряка переправили на катер и доставили в похоронное бюро.

Боев отмечает, что в данный момент морскому сообществу приходится выкручиваться и разрабатывать логистику для репатриации экипажей. Пока спасает путь через Белоруссию. Например, судно приходит в Сингапур, оттуда самолетом в Амстердам, затем перелет в Минск, а там уже экипажи встречают специально оборудованные автобусы, где соблюдаются все санитарные нормы, и их везут в Россию. Но здесь моряки сталкиваются с определенными трудностями.

— В РПСМ обратился моряк из Крыма, который ехал с контракта с судна. Возвращался он через аэропорт Минска, где далее планировал добираться на такси в Санкт-Петербург, а оттуда самолётом до Симферополя. Однако моряк был остановлен на пересечении границы Беларусь /Россия сотрудниками Роспотребнадзора и был принудительно помещен в обсерватор. Конечно, если бы моряк прибыл сразу в город, где проживает, то у него был бы шанс пройти изоляцию дома, — говорит Боев, отмечая, что в каждом субъекте РФ могут быть свои правила. — В каких-то случаях морякам удается проехать транзитом, но, как правило, такой проезд организует судовладелец.

Заложники Африки

Возвращаться морякам приходится из разных уголков мира. Так в мае из Западной Африки в Россию вернулись севастопольские моряки. 12 мая чартерным рейсом они прибыли в Мурманск из Нуадибу, северной столицы Мавритании.

Из-за коронавируса регулярное воздушное сообщение Мавритании с другими странами было приостановлено, поэтому возвращение севастопольцев в Россию откладывалось на неопределенное время, прорабатывались альтернативные варианты эвакуации моряков, в том числе и через соседние страны.

Смена экипажей прорабатывается не только российскими властями, но и морскими работодателями, так, например, Международный совет морских работодателей (IMEC), при содействии оператора морских путешествий «Global Marine Travel» (GMT) организовали проект, который должен облегчить репатриацию экипажей посредствам чартерных перелетов.

— Пока это только проект, надеемся на его скорую реализацию, — сказал Боев.

По мнению председателя чтобы снять существующие проблемы проезда моряков в России, как и во всем мире, необходимы «зеленые коридоры», обусловив передвижение моряков наличием необходимых защитных средств и медицинского мониторинга.

— Этот порядок должен быть единым на всей территории России, — говорит Боев.

Моряки имеют значение

Шесть дней назад морской посол доброй воли Международной морской организации (ИМО) в Болгарии капитан Андриян Евтимов создал петицию «Seafarers Matter» («Моряки имеют значение»). Инициатива Евтимова направлена на то, чтобы привлечь внимание широкой общественности к проблемам сотен тысяч членов экипажей со всего мира, которые не могут сойти на берег или вернуться домой из-за ограничений, введенных в период пандемии.

Как сообщается на сайте Российского профессионального союза моряков, цель петиции собрать более 150 000 подписей: именно столько моряков застряло в море. Вот ссылка на петицию.

Когда подписи будут собраны, документ будет направлен государствам-членам ИМО с призывом к немедленным и срочным мерам по облегчению передвижения членов экипажей.

— Репатриация – это законное право моряков. И признаться, проблема со сменой экипажей очень затянулась. Моряков необходимо признать ключевыми работниками в условиях пандемии. Данная тема в повестке многих государств, и созданный для решения этих вопросов Оперативный штаб Минтранса России — все это вселяет надежду, на скорое разрешение сложившейся ситуации – отметили в Российском профсоюзе моряков.

Источник: www.sevastopol.kp.ru