Медкомиссия плавсостава – залог здоровья и безопасности моряков во время рейса

Медкомиссия плавсостава – залог здоровья и безопасности моряков во время рейса

К сожалению, следует признать, что на сегодняшний день важность предрейсовых медосмотров недооценивается. Ответственность за их прохождение возлагается на моряков, а сам факт медицинской проверки зачастую рассматривается как формальность. В конечном итоге это может привести к тому, что компании будут вынуждены оплачивать  дорогостоящие иски. Для членов экипажа такое халатное отношение к своему здоровью может стать причиной прямой угрозы жизни, если у них возникнут серьезные проблемы со здоровьем в рейсе.

Опытный моряк с диабетом ищет работу

Антонис Балодис – старший механик, стаж работы на флоте – более 20 лет. Когда ему предложили должность на судне, он пошел на медицинский осмотр перед рейсом. Новый работодатель требовал только медицинский сертификат о профпригодности «Fit for Duty» установленного образца. В анамнезе Балодиса значился избыточный вес, диабет 2-го типа, несколько сердечных приступов. Для прохождения медкомиссии он всегда обращался к одному и тому же врачу: он знал моряка уже много лет и никогда не отказывал в выдаче справки о профпригодности, поэтому прием напоминал скорее встречу старых друзей, а не надлежащую медицинскую проверку состояния здоровья. Доктор знает, что Антонис – основной кормилец в семье, и, конечно, у него есть некоторые очевидные проблемы со здоровьем, на которые следовало бы обратить внимание, но он живет с ними уже в течение многих лет, и пока ничего не случилось.

Такой пример из практики привела Елена Донина Глухман, проектный менеджер международной медико-сервисной компании, работающей на рынке организации оказания медицинской помощи застрахованным, «AP Companies Global Solutions».

Хорошо до поры до времени

Однажды, примерно через две недели после начала работы на судне нового работодателя, выдался особенно тяжелый день. Старший механик очень устал – морально и физически. Весь прошедший месяц стал довольно напряженным для него. Антонис работал на новом месте, стараясь все делать как можно лучше: он хотел зарекомендовать себя с хорошей стороны. Внезапно моряк почувствовал себя плохо. До такой степени плохо, что упал. Это была диабетическая кома. Антонису понадобилась срочная эвакуация. В этот момент судно находилось в заливе Мэн, ближайший порт – Портленд – был недалеко, но моряк нуждался в срочной медицинской помощи, поэтому капитан принял решение об аварийной эвакуации. С помощью вертолета местной службы спасения Балодиса забрали с борта судна и в течение трех часов доставили в ближайшую больницу. К счастью, он выжил, хотя ему пришлось провести в отделении интенсивной терапии более двух недель. Вдобавок для возвращения домой после выписки из больницы ему потребовалось сопровождение медицинского работника.

Этот случай обошелся судовладельцу почти в $532 тысячи. Для сравнения, стоимость профессионального независимого медицинского осмотра членов плавсостава варьируется от $80 до $120 на человека. Один только вышеприведенный пример наглядно демонстрирует, как сильно рискуют работодатели, не осуществляющие тщательный контроль за медкомиссией плавсостава. В конце концов, речь идет не только о расходах, но и об угрозе жизни членов экипажа.

2,6% моряков непригодны к работе в море

В начале лета американский клуб взаимного страхования «American P&I Club», проанализировав результаты медкомиссий, заявил, что из более 20 тысяч моряков разных национальностей 2,6% признаны непригодными для работы в море на постоянной основе. Самыми распространенными основаниями для отказа в работе стали диабет – 26%, наркотики и/или алкоголь в моче – 19,7%. По мнению страховщика, корень большинства проблем со здоровьем кроется в неправильном питании. Проще говоря, в рационе моряков слишком много сахара, соли и жиров. Кроме того, клуб признал, что результаты проверок моряков подтверждают мировую тенденцию роста числа случаев заражения вирусами гепатита В и С.

Предрейсовая медкомиссия: зачем она нужна

Предрейсовая медкомиссия плавсостава (PEME) существует с 1996 года. Ее ввели в качестве меры предотвращения убытков с целью выявления у моряков проблем со здоровьем до начала рейса. С момента запуска этой программы более 250 тысяч человек прошли медкомиссию.

Ниже приведены цифры, представленные британским клубом взаимного страхования «UK P & I Club». Они отражают разные проблемы со здоровьем, диагностированные у потенциальных членов экипажа в ходе РЕМЕ. За весь период действия, то есть с 1996 года, медкомиссия выявила следующие заболевания: гепатит B – 705 случаев; проблемы со слухом – 593; гипертоническая болезнь – 480; нарушения работы печени – 445; туберкулез легких – 403; диабет – 224; заболевания желчного пузыря – 183; нарушения работы легких – 183; заболевания почек – 135. Все эти заболевания могли легко обернуться большими расходами для судовладельца, если бы моряки получили допуск к работе в море.

Согласно Сводной конвенции о труде в морском судоходстве 2006 (MLC, КТМС), судовладелец обязан обеспечить члену экипажа такой же уровень медицинской помощи, как если бы тот находился на берегу. Известно, что работа на борту судна всегда сопряжена с высоким риском для здоровья. Так, морякам приходится трудиться в условиях сильного шума и напряжения, что требует крепкого здоровья.

На данный момент большинство судовладельцев все вопросы, связанные с прохождением медкомиссии, предоставляют решать самим морякам. Зачастую это приводит к серьезным проблемам. Во-первых, не все моряки имеют достаточно финансовых средств, чтобы обратиться в надежное медицинское учреждение. Во-вторых, не все из них стремятся получить правдивое и объективное медицинское освидетельствование, ведь их могут признать непригодными для работы в море, а значит, они лишатся возможности трудоустройства.

В итоге целью прохождения медкомиссии для моряка становится не объективная оценка состояния здоровья, а получение заключения о профпригодности. По этой причине очень часто сертификаты и справки о профпригодности моряки получают сомнительным путем в ненадежных клиниках или просто покупают. Это может закончиться огромными убытками для судовладельца или еще хуже – смертью моряка. Вдобавок к этому круинги и работодатели часто ограничивают сроки прохождения медкомиссии, потому что нужно срочно укомплектовать судно опытными специалистами.

Фальшивое заключение не снимает ответственности

В мае 2018 года врач в Находке отправился под суд за внесение заведомо ложных сведений о состоянии здоровья в официальный документ. Так, терапевт за денежное вознаграждение согласилась составить сертификат моряка и личную медицинскую книжку в рамках медицинского освидетельствования, подтвердив отсутствие противопоказаний к выполнению работы в должности матроса.

– Моряки часто ходят в рейс с серьезными заболеваниями, не всегда отдавая себе отчет в том, что судно – объект повышенной опасности. Документ о медицинском освидетельствовании моряка нужно выдавать честно, а не брать на себя тяжелую ответственность за выдачу поддельных бумаг, – считают в Российском профсоюзе моряков.

В России подобные случаи возникают из-за отсутствия нормативно-правовой базы, соответствующей международным требованиям и конвенциям: сегодня медицинское освидетельствование моряков осуществляется вне правового поля. Вакуум возник после признания Минздравом России недействующим приказа Минздрава СССР от 6 сентября 1989 года № 511 «Об улучшении организации медико-санитарного обеспечения морского, речного флота и рыбного хозяйства», которым были определены медучреждения, уполномоченные оказывать медпомощь морякам и проводить их освидетельствование, а также порядок проведения такого освидетельствования.

Искоренить подобную мошенническую практику можно, если в нашей стране все же будет создан реестр медицинских организаций или врачей, имеющих право проводить медосвидетельствование моряков в соответствии с Манильскими поправками к Конвенции ПДНВ.

– Если раньше были судовые врачи, единая медкомиссия, специальная судовая медицина, где член экипажа состоял на учете, лечился, вся его жизнь – от курсанта до списания с парохода – была под контролем, то сейчас следить за здоровьем моряка некому, – констатируют в РПСМ.

Как сократить риск «некачественных» медосмотров?

Судовладельцам настоятельно рекомендуется уделять больше внимания прохождению членами плавсостава медкомиссии. Это означает, что в компании должны быть четкие инструкции на этот счет: кто, в каком порядке и когда уполномочен проводить предрейсовую медкомиссию моряков. Эта функция может быть передана специалистам из страховых компаний или ограниченному числу медицинских учреждений.

Предрейсовая медкомиссия плавсостава на первый взгляд может показаться формальностью, цель которой – получение обычной справки. Однако на деле для моряков это – залог здоровья и безопасности, для судовладельца – эффективное профилактическое средство от потенциальных убытков. Вот и получается, что прохождение медкомиссии выгодно и тем, и другим, однако в реальности лишь единицы из них добросовестно подходят к этому процессу.

Источник: www.sur.ru, ЦИА РПСМ