Социальные проблемы подготовки кадров плавсостава морских судов (часть 3)

Социальные проблемы подготовки кадров плавсостава морских судов (часть 3)

Губительные последствия

Да, среднее образование стало значительно демократичнее и доступнее, но что можно при этом сказать об уровне образованности тех, кто получает такое образование? К каким последствиям привел запрет на занятие должностей старших командиров морских судов, способных ходить по всему миру, специалистами со средним образованием?

Если говорить об ущербе на международном рынке труда, то этот запрет ставит наших моряков в худшее положение по сравнению с их зарубежными коллегами, так как от зарубежных коллег не требуется высшее образование для занятия должности старших командиров судов. Но самый большой ущерб, пожалуй, состоит в том, что к морским учебным заведениям среднего профессионального образования потеряли интерес те, кто действительно желает работать на море и связывает свою работу и в должности руководителя судна, т. е. капитана судна.

Разумеется, судоводитель со средним специальным образованием может стать и старпомом и капитаном, но для этого он должен будет получить высшее судоводительское образование, т. е. ему надо будет снова поступать на учебу, на этот раз в морской вуз. Если он пожелает учиться очно, то ему надо будет учиться еще 5 лет, а если заочно, то от 4,5 до 6 лет. В общей сложности время обучения такого специалиста становится равным 9 – 10 лет! На обучение профессии врача требуется меньше времени, чем на подготовку старпома! Где еще можно встретить подобное?

Того, кто мечтает о работе на море и о капитанской должности, такой долгий и тернистый путь не устраивает, и учиться в морское учебное заведение среднего образования он не пойдет.

Однако желающих учиться в средних мореходках хватает, и это связано с теми привлекательными условиями, которые предоставляют эти учебные заведения: полный пансион от государства – питание, обмундирование, общежитие на все время обучения. Этим режимом наибольшего благоприятствования в получении образования воспользовались и продолжают пользоваться те, кто, не желая работать на море, хочет получить образование как таковое, причем для них, неважно какое. Многие из них сознательно не набирают 12 месяцев плавательской практики, которая является обязательным условием полного выполнения программы обучения.

Морские учебные заведения выдают учебный диплом выпускникам, не выполнившим требования в части плавательской практики, несмотря на то, что они не должны это делать. Во многих случаях подготовка кадров плавсостава неэффективна. Например, поступают учиться 30 человек, а идут работать в море только шесть! Такая же картина наблюдается и в морских вузах.

Ситуация в морском высшем профессиональном образовании

Другое явление, которое наблюдается в морских вузах, касается объема знаний, получаемых в процессе обучения. Так, специалист по направлению подготовки «Судовождение» – уровень специалитета (Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования – 26.05.05) готовится к следующим видам профессиональной деятельности: научно-исследовательской, проектно-конструкторской, производственно-технологической, организационно-управленческой. Если говорить о чисто профессиональной стороне подготовки, т. е. о ремесле морского судоводителя, то и вуз дает значительно больше знаний, чем это требуется начинающему вахтенному помощнику капитана.

В самом деле, зачем готовить морских судоводителей к такой широкой сфере деятельности, если их подавляющее большинство никогда не будет заниматься ни проектно-конструкторской, ни научно-исследовательской деятельностью? Такое образование требует больших расходов, но зачем вообще, идти на такие расходы, если согласно условиям «Общероссийского классификатора занятий» для работы в должности капитана, лоцмана достаточно среднего образования?

Отечественный опыт показывает, что судоводители со средним образованием успешно работали и работают капитанами морских судов, а если говорить о мировом опыте, то там, вообще, подавляющее большинство капитанов и остальных старших командиров являются выпускниками морских колледжей, которые по уровню образования относятся к средним учебным заведениям.

Наши иностранные коллеги с иронией говорят: «У вас учат сразу на капитанов, а у нас –только на младших помощников капитанов».

Гораздо рациональнее будет перейти на профессиональную подготовку узкопрофильных специалистов, обучив их судовождению на «Уровне эксплуатации» в объеме требований Раздела А-II/1 Кодекса ПДНВ. Если судоводитель готов во всех отношениях к работе на более высоком уровне ответственности – «Уровень управления», то он должен будет получить такие новые знания, которые ему потребуются для работы в новой должности ( в данном случае – в должности старшего помощника капитана), а затем точно таким же образом и в должности капитана.

Если же морской судоводитель пожелает заняться научно-исследовательской, научно-педагогической или какой-либо другой деятельностью, то он в любом случае должен будет получить дополнительно специальные знания, т. е. пройти соответствующее дополнительное обучение. Такой ступенчатый подход к профессиональному образованию очень логичен. Изучение математики, физики и других технических предметов должно быть представлено в такой мере, в какой это необходимо для работы по своей будущей специальности.

Источник: www.sur.ru