Отраслевые организации разработали руководство по безопасности для судов в южной части Красного моря и Аденском заливе
Оно стало ответом на серию угроз и нападений со стороны хуситов – базирующейся в Йемене повстанческой группировки, члены которой публично угрожали атаковать суда, которые, по их мнению, связаны с Израилем. Отраслевые организации – Балтийский и международный морской совет (BIMCO), Международная палата судоходства (ICS), Международная ассоциация круизных линий (CLIA ), Международная ассоциация морских подрядчиков (IMCA), Международная Ассоциация владельцев сухогрузных судов (INTERCARGO), Международная ассоциация независимых владельцев танкеров (INTERTANKO) и Международный морской форум нефтяных компаний (OCIMF) – подчеркивают важность проведения тщательной оценки угроз и рисков для каждого судна и конкретного рейса с учетом любых дополнительных рекомендаций государства флага судна перед переходом через указанный район. Также в руководстве обращается внимание на то, что угроза нападения хуситов на морские суда выше в районе йеменского побережья Красного моря, где они время от времени базируются.
Об угрозах
В прошлом военно-морские силы хуситов атаковали торговые суда, используя противокорабельные ракеты, плавучие самодельные взрывные устройства и беспилотные летательные аппараты. Кроме того, они закладывали мины для защиты входов в порты, находящиеся под их контролем, и было несколько случаев, когда эти мины отрывались и потом дрейфовали в судоходных коридорах.
Суда, планирующие переход через южную часть Красного моря и Аденский залив, должны провести тщательную оценку конкретных угроз и рисков для рейса с учетом любых дополнительных рекомендаций государства флага.
Согласно имеющимся оценкам, намерения хуситов направлены главным образом против судов, которые, по их мнению, связаны с Израилем или израильскими гражданами, а также против флота, имеющего непосредственное отношение к возглавляемой Саудовской Аравией коалиции, участвующей в конфликте хуситов с правительством Йемена.
Угроза нападения с воздуха, вероятно, выше в дневное время, когда мишени легче идентифицировать и атаковать, однако поскольку в ночное время визуальное обнаружение посторонних объектов затруднено, то именно в это время повышается угроза применения плавучих самодельных взрывных устройств.
Рекомендации по выбору маршрута
Судовладельцы, операторы, менеджеры и персонал должны регулярно оценивать риски для своего флота, включая навигацию и предотвращение столкновений, и соответствующим образом планировать маршруты. Капитан несет полную ответственность за обеспечение безопасности судна. Отмечается, что Баб-эль-Мандебский пролив – очень узкий, и при его прохождении в северном направлении в пределах Системы разделения движения суда будут находиться не далее 7 морских миль от береговой линии Йемена.
Отраслевые рекомендации по использованию Транзитного коридора морской безопасности (MSTC) остаются неизменными с учетом недавних атак. MSTC представляет собой объединение Международного рекомендованного транзитного коридора (IRTC), Системы разделения движения в Баб-эль-Мандебском проливе и Системы разделения движения к западу от островов Ханиш, а также двустороннего маршрута, напрямую соединяющего IRTC и Систему разделения движения в Баб-эль-Мандебском проливе.
Рекомендации по усилению защиты судов
Меры по усилению защищенности судов описаны в BMP5, а рекомендации, размещенные на сайте www.maritimeglobalsecurity.org, можно применять для тех мест на борту, куда может высадиться вооруженная группа с вертолета. Использование цитадели требует тщательной подготовки и понимания преимуществ и подводных камней ее использования – все это подробно прописано в руководстве BMP5.
Привлечение вооруженной охраны
Необходимо проводить тщательную оценку риска при рассмотрении вопроса о привлечении вооруженной охраны. Следует проявлять осторожность и строго соблюдать все правила найма вооруженной охраны на торговые суда. Раздел 5 BMP5 содержит подробные инструкции по этому вопросу
Сообщения об инцидентах
Обо всех инцидентах, подозрительной активности или сомнительных действиях следует сообщать в UKMTO на watchkeepers@ukmto.org или по тел.: +44 2392 222060; возглавляемую Европейским Союзом Систему добровольной отчетности EMASoH (emasoh-agenor.org); при нападении – в ВМС США в Бахрейне по тел.: +973 1785 3879.
В Российском профсоюзе моряков отмечают, что создавшаяся ситуация угрожает жизням членов экипажей, окружающей среде и мировой экономике. В РПСМ уверены: у моряков есть безусловное право выполнять свои обязанности без риска, но с полной уверенностью, что работа на флоте принесет как моральное, так и материальное удовлетворение.
Источник: www.sur.ru