Усилить административную ответственность за нарушение колдоговоров и соглашений в части охраны труда
На очередном заседании Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений (РТК), которое состоялось 28 октября 2022 года, члены РТК рассмотрели законопроект, предполагающий усиление административной ответственности за нарушение условий коллективных договоров и соглашений в части охраны труда. В работе РТК приняли участие представители Российского профсоюза моряков (РПСМ).
Как рассказала эксперт по правовым вопросам РПСМ Светлана Колганова, проектом ФЗ «О внесении изменений в ст. 5.31 Кодекса РФ об административных правонарушениях» предлагаются изменения в ст. 5.31 КоАП РФ, устанавливающую ответственность за нарушение или невыполнение обязательств по коллективному договору, соглашению.
– Речь о том, чтобы дополнить данную статью новым составом, установив административную ответственность за нарушение или невыполнение обязательств по коллективному договору, соглашению в части, касающейся охраны труда работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, в том числе на подземных работах, за исключением случаев предусмотренных ч. 5.27.1 и ч. 1 ст. 5.31 КоАП РФ, – пояснила она. – За данное правонарушение предлагается привлекать к ответственности в виде предупреждения или наложения на должностное лицо административного штрафа от 6 тысяч до 10 тысяч рублей.
В РПСМ добавили: законопроект разрабатывался с целью усиления ответственности за нарушение и невыполнение обязательств по коллективному договору, соглашению в части, касающейся охраны труда работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, в том числе на подземных работах.
Члены РТК согласились с проектом федерального закона и отметили эффективную работу Минтруда России по выработке консолидированной позиции всех социальных партнеров в ходе доработки проекта федерального закона.
Правовое положение иностранцев в России
Также комиссия рассмотрела законопроект, определяющий особенности привлечения иностранных граждан в качестве высококвалифицированных специалистов в государственные и муниципальные учреждения культуры. Проектом ФЗ «О внесении изменений в ст. 13.2 ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в РФ» предлагается внести изменения в ст. 13.2 ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в РФ», определяющую особенности осуществления трудовой деятельности иностранными гражданами – высококвалифицированными специалистами.
Изменения предполагают определение порога минимальной зарплаты для высококвалифицированных специалистов, привлекаемых к трудовой деятельности государственными и муниципальными учреждениями культуры. Такой порог предлагается установить в размере не менее 83 тысяч рублей, что ниже общеустановленного порога для отнесения иностранных граждан к высококвалифицированным специалистам.
На сегодняшний день таким общим порогом является размер зарплаты не менее 167 тысяч рублей из расчета за один календарный месяц. По оценке разработчиков, предлагаемые изменения позволят государственным и муниципальным учреждениями культуры привлекать к трудовой деятельности иностранных работников творческих специальностей в упрощенном порядке, установленном для привлечения высококвалифицированных специалистов. В целом члены РТК согласились с проектом федерального закона, предложив, стороне Правительства РФ рассмотреть вопрос об оперативном внесении поправок в ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в РФ», направленных на предоставление Правительству РФ права устанавливать категории граждан и пороги заработных плат в отношении высококвалифицированных специалистов с учетом мнения РТК. Кроме того, МВД России предложено совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти направить в секретариат РТК информацию о количестве и категориях приглашенных иностранных высококвалифицированных специалистов по итогам 2022 года. Эксперт по правовым вопросам РПСМ Светлана Колганова отметила, что значительный блок рассмотренных на РТК проектов нормативных правовых актов был связан со сферой занятости.
Так, стороны работодателей и профсоюзов обсудили и отметили противоположные позиции в отношении проекта постановления, которым определяется размер пособия по безработице на следующий год. Кроме того, члены РТК одобрили продление на следующий год мер стимулирования занятости отдельных категорий граждан, а также расширение охвата мероприятиями по повышению эффективности органов службы занятости. Помимо этого на заседании получили одобрение проекты в целях обеспечения ограничений на занятие трудовой деятельностью, непосредственно связанной с пассажирскими перевозками.
Господдержка юрлиц
Проектом постановления Правительства РФ «О внесении изменений в постановление Правительства РФ от 13 марта 2021 г. № 362» предлагается продлить на 2023 год действие постановления Правительства РФ от 13 марта 2021 г. № 362 «О государственной поддержке в 2022 году юридических лиц, включая некоммерческие организации, и индивидуальных предпринимателей в целях стимулирования занятости отдельных категорий граждан».
Данное постановление обеспечит осуществление мероприятий по стимулированию занятости отдельных категорий граждан, предусматривающих возмещение работодателям расходов на частичную оплату труда принимаемых работников. Мероприятия финансируются посредством предоставления работодателям субсидии. При этом категории граждан-участников мероприятий по стимулированию занятости проектируются как в 2022 году. Мероприятия касаются отдельных категорий работников: безработных, уволенных в связи с сокращением штата или ликвидацией; лиц, находящихся под риском увольнения; молодежи в возрасте до 30 лет; граждан Украины, ЛНР, ДНР. Члены РТК согласились с проектом постановления.
Пособия по безработице на 2023 год
Проект постановления Правительства РФ «О размерах минимальной и максимальной величин пособия по безработице на 2023 год» устанавливает размеры минимальной и максимальной величин пособия по безработице на следующий год. Минимальная величина пособия составит 1500 рублей, максимальная – 12792 рубля в первые три месяца периоды выплаты пособия, далее – 5000 рублей. Для лиц предпенсионного возраста максимальный размер пособия составит 12792 рубля на протяжении всего периода безработицы.
Пособия по безработице установлены на уровне 2022 года в соответствии с постановлением Правительства РФ от 15 ноября 2021 года № 1940. Светлана Колганова подчеркивает, что позиции сторон РТК по данному проекту постановления разошлись.
Так, работодатели поддержали проект постановления. Профсоюзы – нет: предусмотренные в нем размеры пособия по безработице ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения в целом по России, что не способствует выполнению целевого показателя «снижение уровня бедности в 2 раза по сравнению с показателем 2017 года», характеризующего достижение национальной цели развития РФ «Сохранение населения, здоровье и благополучие людей». Также сторона профсоюзов предложила установить минимальный размер пособия по безработице в величине прожиточного минимума трудоспособного населения, а максимальный размер пособия – в сумме среднемесячной начисленной заработной платы работников организаций. Обе стороны РТК отметили, что предложения о размерах пособия по безработице на очередной финансовый год целесообразно рассматривать в рамках РТК до формирования параметров проекта федерального бюджета. Предельное соотношение зарплат Проект постановления Правительства РФ «О предельном уровне соотношения среднемесячной заработной платы руководителей, их заместителей, главных бухгалтеров федеральных государственных учреждений, находящихся в ведении Правительства РФ, и среднемесячной заработной платы работников этих учреждений» подготовлен во исполнение ст. 145 Трудового кодекса РФ. Она предусматривает требование об установлении предельного уровня соотношения среднемесячной заработной платы руководителей, их заместителей, главных бухгалтеров фондов, учреждений и унитарных предприятий и среднемесячной заработной платы работников этих организаций.
Проектом постановления предусмотрено установление соотношения среднемесячной зарплаты в размере 1 к 12 в отношении государственных учреждений, находящихся в ведении Правительства РФ. В числе учреждений – Институт законодательства и сравнительного правоведения, а также ВУЗы – МГУ, ВШЭ, Финансовый университет при Правительстве РФ, РАНХиГС, СПбГУ и другие. В целом члены РТК согласились с проектом постановления.
Перевозка пассажиров и багажа
Проект постановления Правительства РФ «Об утверждении перечня видов предпринимательской деятельности в сфере перевозки пассажиров и багажа легковыми такси, автобусами, трамваями, троллейбусами и подвижным составом внеуличного транспорта, при осуществлении которых физическим лицом, регистрируемым в качестве индивидуального предпринимателя, представляется справка в регистрирующий орган о наличии (отсутствии) судимости и (или) факта уголовного преследования либо о прекращении уголовного преследования по реабилитирующим основаниям» разрабатывался во исполнение требований, установленных ФЗ от 11 июня 2022 года № 156-ФЗ «О внесении изменений в ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» и ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта».
Данные изменения вступают в силу с 1 марта 2023 года. Требования предполагают запрет на регистрацию в качестве индивидуальных предпринимателей лиц с неснятой или непогашенной судимостью за отдельные виды преступлений в целях осуществления ими предпринимательской деятельности в сфере пассажирских перевозок. Проектом постановления предлагается утвердить перечень видов предпринимательской деятельности в сфере пассажирских перевозок наземным транспортом, при осуществлении которых физическим лицом, регистрируемым в качестве индивидуального предпринимателя, представляется справка в регистрирующий орган о наличии (отсутствии) судимости и (или) факта уголовного преследования либо о прекращении уголовного преследования по реабилитирующим основаниям. Члены РТК согласились с проектом постановления.
Порядок установления соответствия преступлений
Проект постановления Правительства РФ «Об утверждении положения о порядке установления соответствия преступлений, указанных в п. 2 ч. 1 и п. 2 ч. 2 ст. 328 Трудового кодекса РФ, преступлениям, указанным соответственно в п. 1 ч. 1 и п. 1 ч. 2 указанной статьи ТК РФ» разработан во исполнение требований ст. 328.1 ТК РФ, введенной в ТК РФ федеральным законом от 11 июня 2022 года № 155-ФЗ «О внесении изменения в ТК РФ».
Изменения вступают в силу с 1 марта 2023 года. Введенная статья устанавливает ограничения на занятие трудовой деятельностью, непосредственно связанной с управлением легковыми такси, автобусами, трамваями, троллейбусами и подвижным составом внеуличного транспорта при осуществлении перевозок пассажиров и багажа.
Ограничения связаны с наличием у лиц, поступающих на работу, судимости за совершение отдельных видов преступлений либо факта уголовного преследования в их отношении, предусмотренных УК РФ, а также соответствующих им преступлений, предусмотренных законодательством другого государства-члена Евразийского экономического союза.
Проект постановления разрабатывался в целях регулирования определения тождественности предусмотренных УК РФ и законодательством другого государства-члена Евразийского экономического союза. Соответствующее полномочие по регулированию предоставлено Правительству РФ. Проект Положения будет применяться при заключении трудового договора с лицом, не являющимся гражданином РФ и имеющим гражданство страны-члена Евразийского экономического союза, поступающим на работу, связанную с управлением транспорта в сфере пассажирских перевозок и представившим документ, выданный уполномоченным органом государства-члена Евразийского экономического союза, подтверждающий отсутствие судимости за совершение отдельных видов преступлений либо факта уголовного преследования. Тождественность преступлений будет устанавливаться работодателем согласно приложению к проекту Положения – Таблице, где перечислены статьи уголовных кодексов стран государств-членов Евразийского экономического союза, соответствующие видам преступлений, фигурирующим в п. 1 ч. 1 и п. 1 ч. 2 ст. 328.1 ТК РФ. Члены РТК согласились с проектом постановления. Порядок финансирования Проектом постановления Правительства РФ «О внесении изменений в постановление Правительства РФ от 22 января 2007 г. № 36 и постановление Правительства РФ от 16 марта 2019 г. № 277» предполагается изменить порядок финансирования переданных субъектам РФ полномочий по осуществлению социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными. Финансирование осуществляется посредством предоставления субсидии из федерального бюджета бюджетам субъектам РФ. В частности, предлагается уточнить, что данной субсидией обеспечиваются социальные выплаты безработным, чьи права были нарушены в период, предшествующий очередному финансовому году. Сейчас правила предоставления субсидии предусматривают только финансирование из федерального бюджета мероприятий очередного финансового года. Кроме того, речь идет о корректировке периодов, за которые берутся данные для расчета финансирования на осуществление социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными.
Предложено предусмотреть использование для проведения расчетов финансирования данные за 2021 год и январь-март 2022 года. Согласно действующему порядку на бюджетный цикл 2022-2024 гг. по ряду показателей должны использоваться фактические данные 2020 года. Однако данные за этот год нетипичны, ввиду применения в этот период дополнительных мер поддержки безработных граждан в связи с распространением коронавирусной инфекции. Их использование для расчета субвенции на бюджетный цикл 2023-2025 гг. не является корректным. Члены РТК согласились с проектом постановления. Работа в России Проектом постановления Правительства РФ «О внесении изменений в Правила функционирования единой цифровой платформы в сфере занятости и трудовых отношений «Работа в России» предлагаются изменения в Правила функционирования единой цифровой платформы «Работа в России» (ЕЦП «Работа в России»), утвержденные постановлением Правительства РФ от 13 мая 2022 года № 867. Цель регулирования – обеспечение взаимодействия платформы с национальным сегментом мобильного приложения национального компонента РФ цифровой платформы миграционных процессов и трудовых ресурсов. Для этого в Правила функционирования ЕЦП «Работа в России» водится новый раздел VIII (1), определяющий Порядок взаимодействия ЕЦП «Работа в России» с Национальным сегментом мобильного приложения. Предполагается, что между ЕЦП
«Работа в России
Национальный сегмент мобильного приложения» будет передаваться информация, отражающая процесс трудоустройства иностранных граждан: о размещенных вакансиях, резюме по результатам выбора вакансии, отклик на вакансию, уведомление о назначенном собеседовании, проекты трудовых или гражданско-правовых договоров. Также будет обеспечиваться возможность подписания таких договоров и расторжения. Члены РТК согласились с проектом постановления. Содействовать занятости Проект постановления Правительства РФ «О внесении изменений в государственную программу РФ «Содействие занятости населения» предлагает внести изменения в программу, утвержденную постановлением Правительства РФ от 15 апреля 2014 № 298. Они касаются порядка финансирования мероприятий по повышению эффективности органов службы занятости в форме субсидии. Основная цель изменений – расширить охват мероприятиями.
«Содействие занятости».
В соответствии с изменениями планируется софинансировать расходы субъектов РФ, возникающие при реализации региональных проектов, направленных на повышение эффективности службы занятости в целом, а не конкретных «базовых» центров занятости.
Члены РТК согласились с проектом постановления.
Источник: www.sur.ru