Извлекаем уроки: двое членов экипажа погибли после входа в закрытое помещение
В рамках своей кампании по безопасности «Bsafe Campaign», клуб взаимного страхования Britannia P&I Club приводит пример гибели двух членов экипажа после входа в закрытое помещение на борту балкера.
Инцидент
После погрузки на борт бревен в нескольких портах Новой Зеландии, судно прибыло в Порт Марсден, где на него погрузили еще 11 476 м3 леса. Бревна должны были пройти обработку (фумигацию) по пути в Китай, и два специалиста по фумигации поднялись на борт, чтобы провести предварительный осмотр. Они доложили капитану, что в люках 1F-4F видно чрезмерное количество воды, которую необходимо убрать перед фумигацией, и что резиновое уплотнение на крышке трюмного лаза № 5 требует замены. Капитан обсудил этот вопрос со старшим помощником, который затем пошёл на палубу. Он попросил боцмана пойти с ним к трюму №5. Они открыли крышку лаза этого трюма и старпом начал спускаться по лестнице внутрь. Боцман пошёл за ним, но всего через несколько шагов старпом вдруг упал на бревна внизу. Боцман сразу же сообщил об этом членам экипажа, стоявшим у трапа, а сам отправился за страховочным концом, чтобы вытащить старпома из трюма. Второй помощник капитана как раз в это время стоял у трапа и слышал, что сказал боцман. Он по рации сообщил о случившемся капитану. Затем он принес из судового лазарета дыхательный аппарат и баллон с кислородом. AB побежал предупредить о происшествии третьего помощника, тот последовал за ним, но по пути упустил АВ из вида и в итоге оказался у трюма №4, где встретился с капитаном. Оба не знали, куда идти, где конкретно произошел несчастный случай. Тем временем боцман, вернувшийся к трюмному лазу, обнаружил, что АВ, который уходил, чтобы сообщить о происшествии третьему помощнику, уже вернулся и спускается в трюм, а за ним уже собирается начать спуск ещё один член экипажа. Боцман успел его остановить и тут же услышал как упал АВ. Посмотрев вниз, он увидел АВ, лежащего сверху на старшем помощнике, судя по всему, он был без сознания. Наконец, на место происшествия пришёл капитан. Он послал третьего помощника за комплектом дыхательного аппарата, а сам отправился в рубку, чтобы подать сигнал общей тревоги. По пути он попросил сотрудников службы фумигации вызвать скорую помощь. Третий помощник вернулся с дыхательным аппаратом, надел его, обвязал вокруг талии страховочный конец и вошел в трюм. Спустившись, он сумел обвязать страховочным концом старшего помощника, и его подняли на палубу. Третий помощник очень устал, и уже не мог спуститься ещё за матросом. Тогда другой дыхательный аппарат надел старший механик и спустился в трюм. Однако, чтобы добраться до матроса, нужно было протиснуться мимо торчащего бревна, а дыхательный аппарат мешал стармеху. Тогда он надел вместо него аварийно-спасательный дыхательный аппарат (EEBD) и снова спустился в трюм. Когда он, наконец, добрался до AB, то заметил, что тот ещё был жив. Стармех снял с себя маску EEBD и ненадолго надел ее на AB, надеясь, что тот очнется. Затем он снова надел маску на себя, привязал страховочный конец к AB, и его вытащили наверх. Когда стармех был уже почти на выходе из трюма, в его аппарате закончился воздух, и его пришлось вытаскивать наружу. Когда он уже был на палубе, стало очевидно, что он страдает от удушья. Прибывшие на борт врачи скорой помощи попытались реанимировать старшего помощника капитана и AB, однако, им пришлось констатировать смерть обоих моряков на месте происшествия. Старшего механика врачи скорой помощи подключили к кислороду, затем его доставили по воздуху в ближайшую больницу.
Выводы:
Атмосферные пробы после инцидента показали, что уровень содержания кислорода в воздухе на расстоянии 3 метров вниз от трюмного лаза составлял всего 3%. Согласно отчетам о вскрытии, старший помощник капитана и АВ умерли от асфиксии из-за кислородного голодания, что объясняется крайне низким уровнем содержания кислорода в грузовом трюме. Уровень кислорода в грузовом трюме мог понизиться из-за органического разложения древесины — явления, хорошо известного морякам. В инструкциях по управлению безопасностью судна говорится о рисках, связанных с этим грузом, и о процедурах, которые необходимо соблюдать при входе в закрытое помещение, но их проигнорировали. Регулярные практические учения по входу в закрытые помещения — главное, что необходимо предпринимать для того, чтобы члены экипажа усвоили информацию о рисках и процедурах, связанных со входом в закрытые помещения, и были готовы к выполнению таких заданий. На борту не оказалось документов, свидетельствующих о том, что подобные учения проводились в течение предыдущих 3 месяцев. Следствие не смогло установить, когда и в каком объёме проходил подготовку к работе в закрытых помещениях погибший АВ. Причину, по которой опытный старший помощник капитана проигнорировал предупреждения боцмана и вошел в трюм, установить не удалось. Действующая программа Право на прекращение работ (Stop Work Authority) поддержала бы действия боцмана. Спасательные операции на борту не были достаточно хорошо скоординированы и отработаны. Учитывая время выживания в атмосфере с нехваткой кислорода, любая спасательная операция должна быть немедленной и организованной. EEBD предназначен только для экстренных случаев и не должен использоваться для входа в помещения с нехваткой кислорода. Таким образом, старший механик подверг себя серьезному риску.
Источник: ЦИА РПСМ, safety4sea.com