Извлекаем уроки: моряк потерял ногу в результате несчастного случая при швартовке
Крупнейший клуб взаимного страхования Swedish Club недавно издал сборник, в котором разбирают происшествия и несчастные случаи на судах, анализируют их причины и делают выводы на будущее. Один из таких инцидентов, который произошел во время швартовных операций, приведен ниже.
Инцидент
Было раннее безветренное утро, судно готовилось к заходу в порт. На корме АВ готовил швартовные концы. Кормовые швартовы были частично уложены вокруг кнехта с петлёй под прямым углом к направлению тяги. После того, как AB (матрос 1 класса) подготовил швартовные концы, к нему присоединился третий помощник капитана. Носовые швартовы подали на берег, их там закрепили, а капитан, находившийся на мостике, перевёл лопасти ВРШ в нулевой режим, чтобы судно по чуть-чуть продвигалось вперед. Руль было трудно повернуть вправо, так как судно швартовалось по левому борту. После закрепления носовых швартов, бросательный конец соединили с обоими кормовыми швартовами. Старший помощник капитана вышел на корму, чтобы помочь, и стал управлять швартовной лебедкой. Третий помощник встал у леерного ограждения клюза. Стоявшие на причале швартовщики крикнули, что готовы принимать кормовые швартовы, и AB начал их спускать. Он стоял лицом к швартовной лебедке и спиной к третьему помощнику капитана, который стоял возле леерного ограждения. АВ слишком ослабил швартовные концы, и они стали разматываться с очень большой скоростью. Внезапно раздался крик, это был третий помощник. Когда АB обернулся на крик, он увидел, что третий помощник оказался зажат между швартовным концом и клюзом. Швартовный конец стал опускался очень быстро и начал врезаться в ногу третьего помощника с такой силой, что отрезал ему ногу чуть ниже колена. Старший помощник увидел, что швартовный конец застрял в гребном винте, и крикнул по УКВ капитану, чтобы тот остановил двигатель. Капитан нажал кнопку аварийной остановки, и гребной винт перестал работать. Третий помощник потерял сознание от болевого шока. Старший помощник подбежал, чтобы оказать ему первую помощь. Дежурившие на берегу медики поднялись на борт, чтобы оказать помощь пострадавшему, а через 30 минут приехала машина скорой помощи и отвезла третьего помощника в больницу. Третий помощник выжил, но остался инвалидом.
Выводы:
На судне была проведена оценка рисков при выполнении швартовных операций, однако в рамках этой оценки не был учтен риск застревания швартовного конца в гребном винте. В рассматриваемом примере швартовный конец подавался слишком быстро и оказался под водой, где зацепился за гребной винт. Это и стало причиной несчастного случая. Кроме того, швартовный конец частично был обмотан вокруг кнехта с петлёй под прямым углом к направлению тяги. Такое расположение швартовного конца привело к тому, что зона выхлеста швартовых включала всё пространство между кнехтом и леерным ограждением. Когда конец стал опускаться слишком быстро и зацепился за винт, он отскочил туда, где стоял третий помощник, хотя он и не находился в зоне выхлеста швартовых. Этот случай ещё раз напоминает о том, как важно всем участникам швартовных операций знать о рисках, связанных с потенциальными зонами выхлеста швартовых. Швартовка судна — это рутинная работа, тем не менее, это опасный вид работ, поэтому каждый раз перед выполнением этой операции необходимо проводить оценку всех возможных рисков.
Источник: ЦИА РПСМ, safety4sea.com