ФПРМТ призвал избавиться от исключений в разрешительном порядке найма иностранцев на российские суда
Вчера, 23 ноября, состоялось заседание рабочей группы Российской трехсторонней комиссии по развитию рынка труда и содействию занятости населения, в рамках которой председатель Федерации профсоюзов работников морского транспорта (ФПРМТ) и Российского профсоюза моряков (РПСМ) Юрий Сухоруков поставил животрепещущий вопрос, напрямую затрагивающий интересы российских моряков в сфере трудоустройства. Так, в своем выступлении он подчеркнул необходимость внесения в законодательство изменений, которые позволят отменить случаи освобождения судовладельцев от необходимости получения разрешений для привлечения иностранцев к работе на российских морских судах. Сегодня, несмотря на обязательность таких разрешений, для некоторых работодателей делаются исключения, что ставит под угрозу занятость российских членов экипажей, которым и без того непросто найти работу в собственной стране: по оценкам РПСМ, наши судовладельцы способны обеспечить занятостью всего порядка 50 процентов российских моряков. В таких условиях – не до конкурентной борьбы с иностранцами.
Отметим, что на сегодняшний день законодательном уровне РПСМ удалось добиться специального порядка выдачи разрешений на привлечение иностранцев для работы в экипажах российских морских судов – так, для этого требуется разрешение, выданное не территориальными органами МВД, как предусматривается общим порядком выдачи разрешений на привлечение иностранных граждан на работу в РФ, а его центральным аппаратом. Кроме того, выдаются они на основании заключений Росморречфлота о том, что найм иностранца на российское судно не принесет ущерба занятости российских моряков. В этом организация должна советоваться с РПСМ и учитывать мнение профсоюза. Такая система работала с 2002 года, с момента принятия закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», и в целом устраивала РПСМ, поскольку профсоюз участвовал в процедуре выдачи Росморречфлотом разрешений, контролируя ситуацию на национальном морском рынке труда.
– Однако с 2014 года с принятием ФЗ «О территориях опережающего социально-экономического развития в РФ» и «О свободном порте Владивосток», которыми предусматривалось освобождение работодателей-резидентов, включая судовладельцев, от получения необходимых разрешений, начался широкомасштабный законодательный демонтаж разрешительного порядка привлечения иностранцев на работу в РФ, – отметил Юрий Сухоруков. – Несмотря на наши возражения о недопустимости такого рода преференций для судовладельцев, они не были учтены. Кроме того, аналогичные освобождения содержатся в проектируемых сегодня законах «О свободных портах в РФ» и «О государственной поддержке предпринимательской деятельности в Арктической зоне РФ».
При этом есть еще одна проблема: стоит под вопросом само функционирование системы разрешительного порядка – прежний порядок оформления и выдачи Росморречфлотом заключений в 2016 году был отменен, а новый – все еще не разработан Минтрансом России. В таких условиях предусмотренная ст. 18 ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» система просто не работает – ведь без заключения Росморречфлота выдача разрешения просто невозможна. Таким образом у судовладельцев может появиться лазейка – возможность нанимать иностранцев в обход закона.
И без того непростая ситуация на национальном морском рынке труда, где найти себе работу может не больше половины российских моряков, усугубляется тем, что возобновилась практика временного перевода российских морских судов под иностранные флаги, а также выдачей Правительством РФ разрешений иностранным судам на плавание в каботаже. Это, в свою очередь, ведет к дополнительной утрате рабочих мест. Причем если в первом случае в соответствии со ст. 19 Кодекса торгового мореплавания РФ в рассмотрении заявлений судовладельцев о переводе под иностранный флаг РПСМ участвует, то во втором профсоюз не может повлиять на принятие решения. Кроме того, вопреки статье 35.1 ТК РФ, законопроекты о разрешении некоторым судам работы в каботаже даже не выносились правительством на площадку РТК.
Сложившиеся практики и принятые законы, по сути, входят в противоречие с Конвенцией Международной организации труда 2006 года о труде в морском судоходстве, Стандарт А 2.8 которой гласит, что каждое государство-член должно проводить национальную политику, направленную в том числе на расширение возможностей для занятости моряков.
В связи с этим ФПРМТ обратилась к другим участникам рабочей группы РТК с просьбой поддержать предложения по защите национального морского рынка труда и сохранение разрешительного порядка привлечения иностранцев для работы на российских судах. Для этого, в первую очередь, необходимы изменения в уже существующие законы: в частности, в статью 351.5 ТК РФ, предусматривающую освобождение работодателей-резидентов территорий опережающего социально-экономического развития от получения соответствующих разрешений, и статью 13.6 ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», освобождающую работодателей-резидентов свободного порта Владивосток от получения необходимых разрешений. В них должны быть предусмотрены требования к судовладельцам о необходимости получения разрешений на работу иностранцев в случае, если речь идет о членах экипажей морских судов, плавающих под флагом РФ.
Кроме того, необходимо не допустить создания таких исключений для морских работодателей в будущем в разрабатываемых законах «О государственной поддержке предпринимательской деятельности в Арктической зоне Российской Федерации», «О свободных портах в Российской Федерации». Также Минтрансу необходимо разработать приказ о порядке оформления и выдачи заключения на привлечение иностранных моряков на российские суда.
Отметим, что участники рабочей группы РТК поддержали ФПРМТ, признав необходимость подробного и всестороннего изучения поднятого вопроса. «Все согласились с проектом предложенного нами решения рабочей группы о том, что следует поручить Минтрансу РФ совместно с заинтересованными федеральными ведомствами (Минвостокразвития, Минтруд, МВД и Росморречфлот) и Российской палатой судоходства изучить эту тему и предложения профсоюза в ходе межведомственного совещания, – рассказал главный эксперт по правовым вопросам Валерий Нефедов. – В настоящий момент мы работаем над оформлением решения рабочей группы».
Источник: www.sur.ru