Такой разный карантин
Министерство транспорта РФ обратилось к губернатору Краснодарского края Вениамину Кондратьеву с требованием прекратить распространять на моряков «карантинные» правила об изоляции. Главе субъекта предложено на региональном уровне закрепить упрощенный алгоритм списания членов экипажей в любом порту Краснодарского края и обозначить доступный способ взаимодействия всех сторон-участников процесса, включая судовладельцев, сотрудников территориального управления Роспотребнадзора и оперативного штаба по противодействию распространения COVID-19. К слову, аналогичные обращения подготовлены для руководителей других морских регионов страны, в которых существуют проблемы с репатриацией – Мурманской области, Приморского и Хабаровского краев, а также Санкт-Петербурга.
Ранее Российский профсоюз моряков неоднократно обращался во множество инстанций, призывая чиновников установить единый порядок организации списания моряков в российских портах и исключить избыточные требования о самоизоляции на борту. Ведь именно с этим столкнулись те экипажи, которым посчастливилось списаться через российские порты в период пандемии коронавируса в Туапсе, Мурманске, Владивостоке и Ванино Хабаровского края. К ним местный Роспотребнадзор решил выдвинуть требование самоизолироваться на борту в течение 2 недель, несмотря на то, что в законодательстве четко обозначено: на моряков эта мера не должна распространяться. Это закреплено распоряжением правительства и соответствующими разъяснениями Роспотребнадзора. Однако на местах решили иначе.
– Приходит огромный танкер – 105 тыс. тонн нефти на борту, подготовлена смена экипажа, люди приехали со всеми тестами, здоровые, им нужно сесть на судно и уйти в рейс, – рассказал председатель РПСМ Юрий Сухоруков в интервью газете «КоммерсантЪ» о случае в Мурманске. – На борту сидит экипаж, который должен смениться и уехать домой. Но он вдруг получает распоряжение от местного Роспотребнадзора сидеть на борту и ждать, когда пройдет 14 дней карантина после выхода из последнего иностранного порта. Дальше возникает цепочка: один экипаж сойти не может, другой – сесть. В итоге суда с грузом простаивают, люди страдают, компания несет убытки. И таких заходов в порт – как минимум один еженедельно. Но никому же не придет в голову, чтобы экипаж самолета, прилетевшего из-за границы, проводил 14 дней карантина прямо в кабине авиалайнера, в чем же разница между самолетом и судном?
После обращений профсоюза было созвано заседание оперативного штаба Минтранса по поддержке российского флота в условиях распространения новой коронавирусной инфекции. Росморречфлот тогда обещал обратить внимание глав регионов на необходимость соблюдения принятых решений, касающихся не применения норм изоляции к членам экипажей судов.
Официальное обращение не заставило себя долго ждать. Министр транспорта Евгений Дитрих потребовал скорейшего решения вопроса и напомнил главам регионов о непрерывности работы современного судна и росте нагрузки на экипаж, что потенциально ведет к увеличению аварийности.
Тем не менее, «карантинные» меры к морякам применяются. Даже если члены экипажа не остаются на 14 дней на судне, это не значит, что им предстоит сразу вернуться домой. Например, на днях председатель Балтийской территориальной организации РПСМ Александр Бодня направил Губернатору Санкт-Петербурга Александру Беглову обращение с просьбой оказать помощь членам экипажа прибывшего в петербургский порт 20 мая судна «WL MUROM» (ИМО 9674385, флаг Мальты). Российских и белорусских моряков планируют на 14 дней поместить на карантин в обсерватор пансионата «Балтиец», хотя многие из них предпочли бы провести эти две недели самоизоляции в собственных домах, тем более, что среди моряков есть петербуржцы.
В БТО РПСМ считают, что в данном случае, это чрезмерные меры. Ведь даже туристы и путешественники, застрявши за рубежом и прилетающие в аэропорт Пулково вывозными рейсами, не оказываются автоматически на карантине в обсерваторе, а больные, переносящие коронавирус в легкой форме, могут проходить лечение в своей квартире. Так почему же моряки, уставшие и измотанные после длинных рейсов, без симптомов заболевания, не могут самоизолироваться дома? В профсоюзе считают, что гораздо эффективнее организовать для экипажей так называемые «зеленые коридоры» – доставлять их в порты страны с использованием всех необходимых средств защиты, соблюдая меры предосторожности, и так же возвращать домой. Очень важно, чтобы эти процессы регулировались едиными, известными и понятными всем правилами и нормами, чтобы исключить различия в толковании на местах.
При этом, меры для всех разные. Например, согласно сообщению портала «Фонтанка.ру» в том же Петербурге владелец хотел отправить по домам экипаж сухогруза «Невский-39» несмотря на то, что ранее на борту был выявлен случай заражения коронавирусом.
Так, судно возвращалось из порта Щелейки в Онежском озере в Петербург, когда 16 мая у одного из механиков поднялась температура. С предварительно положительным результатом теста на COVID-19 его отвезли в больницу Тихвина, после чего теплоход проследовал в Петербург, разгрузился в порту на Октябрьской набережной и пришвартовался неподалеку. Здесь у экипажа также взяли анализы на коронавирус. 20 мая у заболевшего механика окончательно подтвердился диагноз COVID-19.
Десять оставшихся на борту членов экипажа были готовы провести две недели на судне, тем более, что большинство из них не петербуржцы и живут в других регионах – четверо из Петрозаводска, трое из Ленобласти (Отрадное, Кировск и Шлиссельбург), один человек из Ростова-на-Дону и еще один из Нижнего Новгорода. По словам экипажа, у четверых из них предварительно оказались положительными тесты на коронавирус. Несмотря на это от работодателя, компании «ЛСР. Базовые», поступило распоряжение, согласно которому к утру 21 мая все работники должны были покинуть борт, вернуться домой и безотлагательно обратиться в поликлинику.
По всей видимости, свое решение судовладелец все же пересмотрел – экипаж остался на судне, которое сейчас движется вверх по Неве и должно встать на якорь в районе Отрадного. Здесь команда будет ждать результатов анализа на коронавирус. В пресс-службе ЛСР сообщили: «Если первично положительные тесты подтвердятся, то, полагаем, заболевшие сотрудники будут препровождены в больницу. Здоровым же, основываясь на официальных циркулярах, видимо, необходимо будет самоизолироваться». Также будет рассмотрен вопрос размещения их на берегу за счет компании на весь срок самоизоляции.
– Создается противоречивая ситуация: здоровые моряки остаются в обсерваторе на 14 дней, а те, кто контактировал с больным коронавирусом, возможно, заразились сами, и представляют потенциальную опасность для окружающих, рискуют отправиться домой, – отмечают в Российском профсоюзе моряков (РПСМ). – И тот, и другой случай вызывают вопросы и говорят о том, что нужен более здравый подход к сходу членов экипажей на берег, как судов международного плавания, так и речных, который не приведет к повышенному риску заражения, но и не будет чрезмерным.
Источник: www.sur.ru