Как сомалийские пираты создали фондовую биржу
Пираты – люди предприимчивые, и ради собственной выгоды они готовы на многое. Сегодня морские разбойники нападают на суда в Гвинейском заливе, регулярно похищая с борта моряков и требуя за них немалые суммы – по некоторым данным, от 30 до 50 тысяч долларов за каждого, но еще недавно самой горячей пиратской точкой являлись прибрежные воды Сомали. Аппетиты местных преступников были еще внушительней – они похищали суда вместе с экипажем, а получаемые ими выкупы исчислялись миллионами долларов. Трудно представить, но около десяти лет назад в сомалийском городе Харадхире даже существовала своеобразная биржа, где инвестировали в пиратские атаки.
Почему пираты появились в Сомали?
Сомали трудно назвать государством – это территория, разодранная на части многолетней войной. Возможно, единственное место в мире, где анархия существует в реальности. В Сомали практически в каждом доме есть огнестрельное оружие, федеральное правительство не контролирует значительную часть страны, а гуманитарные катастрофы – привычная часть жизни.
Легальных способов заработать на жизнь в Сомали мало. Когда-то главным источником дохода местных жителей была ловля рыбы, однако начало гражданской войны разрушило привычный уклад жизни сомалийцев.
Начавшись еще в 1988 году, она обострилась после падения диктаторского режима Сиада Барре в 1991 году, после чего ВМС и пограничная служба в Сомали существовали лишь номинально – и рыбаки из других стран стали заниматься браконьерством. Отчаявшись, сомалийцы начали похищать иностранные лодки и освобождать их за выкуп. Вскоре они осознали, что это выгоднее рыбной ловли.
Затем все сошлось воедино: в результате совершенно бесконтрольного лова к началу 2000-х запасы рыбы в прибрежной зоне Сомали истощились. Сыграл свою роль и сброс токсичных отходов проходящими судами. После этого главным способом заработка для местных стало пиратство.
У Сомали самая большая протяженность побережья среди стран Африки – более 3 тысяч километров. При этом вдоль него проходит один из оживленнейших морских путей. И если до 2004–2005 годов бандиты атаковали разве что местных рыбаков и мелкие суда, то затем нападения становились все более дерзкими, пока не превратились в глобальную угрозу. Риски быть убитым или утонуть мало кого останавливали – слишком большой выкуп можно было получить за захваченных моряков, суда и грузы.
Смышленые предприниматели: как пираты открыли фондовую биржу
Одной из главных баз сомалийского пиратства стал Харадхире – некогда небольшой рыбацкий поселок, разросшийся до города и превратившийся в пиратскую цитадель с пробками из роскошных пиратских внедорожников. Туда стекалось большинство захваченных трофеев. Найти какую-то иную работу там было очень сложно – пиратство стало практически единственным источником существования для местных жителей.
Именно в Харадхире во время сезона дождей 2009 года наиболее продвинутые в финансовом плане пираты нашли оригинальный способ привлечь финансирование: открыли пиратскую биржу. На ней размещались ценные бумаги судоходных компаний, занимавшихся морским разбоем.
Схема была проста: инвесторы приобретали паи на участие в той или иной атаке, расплачиваясь деньгами, оружием, оборудованием, катом или еще чем-либо полезным. Стоимость паев учитывала возможные риски и вероятный доход от операции. Пираты же использовали полученные средства для грабежа, взамен отдавая долю от добычи «инвесторам». Преступники также отчисляли процент от каждого успешного рейда городу – полученные деньги шли на развитие инфраструктуры, в том числе школ и больниц.
Площадка работала круглосуточно. Приобрести «пиратские акции» мог любой, причем «инвесторов» было непросто отличить от пиратов: каждый участник биржи мог как помогать деньгами или оружием, так и сам выходить в море на промысел.
По сути, биржа также выполняла функции координирующего центра, что повышало эффективность работы пиратов и увеличивало их доход. Кроме того, она была местом сбора и источником новостей: например, туда приходили женщины в надежде узнать хоть что-то о судьбе пропавших мужей, отцов и сыновей, занимавшихся рискованным делом.
Сверхприбыльные инвестиции с тысячами процентов годовых
Популярность биржи росла на глазах: если спустя два месяца после открытия на ней торговались бумаги всего 15-ти пиратских компаний, то через полгода эмитентов (компаний и лиц, выпускающих ценные бумаги) стало 72. Прибыль приносили только те компании, которым удавалось захватить суда – это был единственный имеющий значение фактор.
В пиратские акции вкладывались в основном местные жители, но позднее подключились инвесторы из других регионов Сомали и даже стран Запада. Причина – в растущей рентабельности «инвестиций»: суммы выкупа постоянно росли и исчислялись миллионами долларов. С такой прибылью бумаги были обречены на рост.
Например, в конце ноября 2010 года преступники захватили греческий нефтяной танкер «Maran Centaurus» – он перевозил нефть стоимостью в 150 млн долларов и сам по себе стоил 50 млн. В январе 2010-го его владельцы сбросили захватчикам груз с 7 млн долларов выкупа, после чего судно освободили. На тот момент это стало рекордным выкупом в истории сомалийского пиратства.
Широко известной стала история местной жительницы Сары Ибрагим. После развода с мужем она получила в качестве алиментов гранатомет РПГ-7 и несколько гранат к нему. По сути, это все имущество, что было у Сары – и она вложила его в акции одной из «успешных» компаний. Та захватила испанское рыболовное судно «Alakrana» и получила выкуп в 4 млн долларов, из которых Ибрагим досталось 75 тысяч долларов.
Деньги она получила спустя 38 дней после «вклада». Стоимость своего арсенала Ибрагим оценила в 4,5 тысячи долларов – и если бы инвестиции в разбой подчинялись традиционным законам рынка, то за год тут можно было заработать около 16000% годовых прибыли. Особенно эта сумма впечатляет на фоне ВВП на душу населения в Сомали 2009-го – он составлял всего 600 долларов.
Закат сомалийского пиратства
Расцветом пиратства стал 2010 год: тогда удалось угнать 47 судов и заработать на выкупах 238 млн долларов. В среднем за год преступники добывали около 150 млн долларов, притом что ущерб от их действий специалисты консалтинговой компании «Geopolicity Inc» оценивали в 15 млрд долларов – сюда входили не только прямой ущерб от атак, но и удорожание страховок, прокладка удаленных от Сомали маршрутов, дополнительные расходы на топливо, наем вооруженной охраны.
Еще в 2008-м ЕС и страны НАТО начали проводить операции против пиратов, затем к ним присоединились ВМС России, Китая, Индии, Японии. Появление в Аденском заливе иностранных военных кораблей усложнило деятельность бандитов – им пришлось охотиться подальше от побережья.
Не менее важно то, что компании, которые занимались грузоперевозками в Аденском проливе, начали нанимать охранные фирмы для защиты грузов. Наемники устанавливали на суда в проливе тяжелые пулеметы и давали отпор пиратам, которые так ни разу и не смогли захватить судно с охраной.
Кроме того, говорят, что серьезный удар по разбойникам нанесла правящая семья эмирата Абу-Даби Аль Нахайян. Неся убытки от пиратства, семья твердо решила покончить с сомалийскими разбойниками и в 2010 году наняла в советники Эрика Принса – основателя частной военной компании «Blackwater», сейчас носящей имя «Academi». На средства шейхов он сформировал элитный отряд наемников: около тысячи человек личного состава с командирами из ЮАР, специализировавшимися на борьбе с партизанами. В их распоряжении были катера, вертолеты и легкие самолеты. Наемники провели несколько довольно жестких рейдов: официальных данных по количеству убитых нет, но они, очевидно, нанесли пиратам сильный урон.
В настоящее время пиратство в Сомали практически сведено на нет. Сейчас район Аденского залива предельно милитаризирован. В Сомали и соседней Джибути располагаются базы семи стран, в том числе США, Китая и Франции, которые пристально наблюдают за регионом. За нахождение военных баз на своей территории Джибути и сомалийские квазигосударства получают хорошие деньги (от 30 до 100 млн долларов с каждой). Теперь местное население имеет возможность зарабатывать на военных, которые там расквартированы. Это позволяет сомалийской экономике потихоньку развиваться. Постепенно возрождается и рыболовство. Тем не менее, отдельные нападения в районе залива по-прежнему случаются. Так, в марте 2017 года пираты захватили коморский танкер «Aris 13». Гражданская война в Сомали до сих пор не окончена, и угроза дестабилизации региона сохраняется. Поэтому пираты могут поднять голову в любой момент.
В Сомали выход найден, в Гвинейском заливе – пока нет
Российский профессиональный союз моряков отмечает, что хотя в Сомали в настоящее время наступило затишье, пиратская угроза сохраняется в нескольких регионах мира – и в первую очередь в Гвинейском заливе. Опыт решения проблемы в Сомали показывает, что для эффективной борьбы с пиратством требуется активное международное взаимодействие, к которому уже не раз призывали многие представители отрасли, в том числе Международная палата судоходства и Международная федерация транспортников. РПСМ выражает надежду, что подобная инициатива все же будет начата – нет сомнений, что жизни моряков тогда находились бы в большей безопасности.
Источник: www.sur.ru