КТМС гарантирует анонимность
Все моряки знают, что в случае возникновения проблем на судне нужно обратиться в организацию, оказывающую помощь в решении трудовых споров. Членам экипажей также должно быть известно: от того, что написано в жалобе, зависит, как быстро и будет ли вообще урегулирован спорный вопрос.
Как правило, моряки пытаются подать обращение анонимно, то есть без указания фамилии, имени и отчества, что в принципе объяснимо. Однако при этом они также не хотят указывать ни название судна, ни флаг, ни номер ИМО, а это значительно сокращает шансы на решение проблемы.
Недавно в Калининградскую региональную организацию Российского профсоюза моряков (КРО РПСМ) пришла такая просьба-требование: «Наше судно стоит в калининградском порту. Капитан нарушает мои трудовые права, меня заставляют бесплатно перерабатывать, жить в скотских условиях, ко мне относятся без должного уважения. Я требую немедленной помощи!». Все бы ничего, но только моряк не сообщил ни информации о судне, ни своих данных.
Как пояснил юрист КРО РПСМ Петр Дзендзелюк, для правозащитников такой подход значительно усложняет ситуацию. «Видимо, по мнению моряка-анонима, инспектор должен прийти на все суда, находящиеся в акватории порта, и найти иголку в стоге сена, – говорит он. – Полагать, что помощь будет быстрой и эффективной – абсурд. Не зная данных судна, вычислить, на каком из всех стоящих в порту теплоходов нарушены права работника, сложно. Кроме того, даже теоретически невозможно предположить, в чем именно проблема, так как иногда моряки, сами того не подозревая, неправильно оценивают условия трудового договора, например, сравнивая их с прошлыми контрактами у других судовладельцев».
Другими словами, если моряк заинтересован в скорейшем восстановлении трудовых прав, то в жалобе обязательно нужно указать данные судна и конкретно обозначить проблему.
– Анонимность в этом случае выражается в указании должности без ФИО, что соответствует Правилу 5.1.5 Конвенции о труде в морском судоходстве (КТМ), она также гарантируется КТМС. Данное Правило обеспечивает запрет на преследование и наказание моряка в связи с подачей какой-либо жалобы, – объясняет П. Дзендзелюк.
Для инспектора грамотно оформленная жалоба – зеленый свет: теперь правозащитник знает, на какое судно идти и что проверять. При этом, учитывая момент конфиденциальности, представитель профсоюза не будет действовать в лоб, а скорее начнет копать с другой стороны, чтобы в конечном счете выйти на реальную проблему.
Источник: www.sur.ru