РПСМ: пожары на судах по причине возгорания грузов недопустимы
Как известно, еще в 2014 году Международная морская организация внедрила Практический Кодекс ИМО/МОТ/ЕЭК ООН по загрузке грузовых транспортных единиц (Кодекс ГТЕ), однако в настоящее время он не носит обязательного характера и до сих пор отправляемый в контейнерах груз не проходит надлежащую проверку. Практически каждую неделю морякам приходится тушить небольшие пожары на борту контейнеровозов, а примерно каждые 30 дней случаются серьезные возгорания. Для сравнения – раньше они происходили в два раза реже. Частота пожаров и растущее количество жертв говорят о необходимости срочно принять решительные меры по защите судов, грузов, моряков и окружающей среды.
Уже давно и прочно участники судоходного сектора связывают пожары по причине возгорания груза в перевозимых на борту контейнерах с порочной практикой предоставления недостоверных или неполных сведений о контейнерных грузах. Причем в последнее время наблюдается увеличение таких происшествий.
Одна из инициатив по борьбе с возгораниями – пересмотр специальных положений Практического Кодекса ИМО по загрузке грузовых транспортных единиц. По словам первого заместителя директора ИМО по безопасности на море и морским технологиям Джека Вествуд-Бута, в организацию поступило предложение о пересмотре Кодекса ГТЕ и включения в него специальных положений. Однако уже сейчас можно предположить, что процесс не будет быстрым.
– Отрасль должна активизировать работу, – считает Лоран Одаз, руководитель подразделения «Mediterranean Shipping Co.» по вопросами страхования, соблюдения законности и претензий. – Сотрудничество является ключом к достижению цели, и в долгосрочной перспективе переход на интегрированную цифровую платформу может стать наиболее эффективным решением, поскольку каждый шаг в рамках цепочки поставок будет зафиксирован и задокументирован.
По мнению Одаза, одна из проблем заключается в том, что до сих пор не проводятся надлежащие проверки на уровне портов. С ним согласен директор по управлению рисками страхового клуба «TT Club» Перегрин Сторрс-Фокса. Он уверен, что пора проводить дополнительные инспекции, поскольку в отношении примерно 60% контейнеров допускаются те или иные нарушения.
В прошлом году «TT Club» предложил Международной морской организации определить, какие изменения в нормативно-регулятивной базе смогли бы реально повысить уровень безопасности и надежности охраны контейнеров и судов в портах, особенно с учетом набирающей обороты тенденции недостоверного информирования об опасных грузах. В ИМО отметили, что в ряде портов не хватает ресурсов для проверок контейнеров на должном уровне. При этом выполнение требований Международного кодекса морской перевозки опасных грузов для всех обязательно.
Некоторые судоходные компании пытаются самостоятельно вести борьбу. Так, летом 2019 года стало известно, что крупнейший контейнерный перевозчик «Maersk Line» начал применять систему штрафов. «Ввод штрафов за неправильно задекларированные грузы – только один из многих инструментов, которые необходимы для улучшения уровня безопасности. Однако это лишь ответная мера. Мы твердо верим в наращивание усилий по проверке грузов и обмен знаниями с заказчиками, чтобы гарантировать, что такие грузы не попадут на борт», – отметил представитель компании Нильс Ганнер Шермер.
– Пока нет каких-то волевых решений по этому вопросу, морякам можно посоветовать одно: беречь себя и внимательнее относиться к правилам охраны труда, следовать правилам противопожарной безопасности. Понятно, что иногда от членов экипажа ничего не зависит, но нормы для того и существуют, чтобы снизить риски для команды судна. На борту всегда нужно быть крайне бдительными и внимательными,– отмечают в Российском профсоюзе моряков. – И, кончено, пожары на судах по причине возгорания грузов недопустимы: отрасли давно пора ужесточить правила и тем самым сделать еще один шаг навстречу безопасному мореплаванию.
Источник: www.sur.ru, ЦИА РПСМ