Чем больше – тем лучше
Развитие судостроительных технологий подчинено коммерческим интересам морской индустрии. Компании беспрестанно пытаются превзойти друг друга, строя все более вместительные теплоходы, чьи размеры могут потрясти любого. Ресурс «Maritime Zone» подготовил список морских гигатнов, которые в этой гонке превзошли всех соперников.
Самый большой контейнеровоз в мире пришел в Европу
19 августа завершил свой первый рейс самый большой контейнеровоз в мире – «MSC Gülsün». Судно совершило переход из северного Китая в Бремерхафен (Германия). Длина морского гиганта составляет 400 метров, ширина – 60 метров. Чтобы получить представление о размерах палубы, представьте себе 4 футбольных поля, составленных вместе, или Эмпайр-стейт-билдинг, к которому прибавили еще 20 метров.
Вместимость «MSC Gülsün» – 23 756 TEU, что является новым рекордом среди контейнеровозов. Владелец судна «MSC Mediterranean Shipping» утверждает, что для перевозки такого же количества груза потребуется 1 358 самолетов «Boeing 747» или 14 000 грузовиков-длинномеров.
К техническому оснащению судна подошли серьезно: на него установлена гибридная система очистки выхлопных газов (Hybrid Exhaust Gas Cleaning System), которая значительно снижает выбросы CO2, и оно может перейти на топливо с низким содержанием серы или СПГ, чтобы соответствовать требованиям IMO 2020. Кроме того, гигант получил ноу-хау от Samsung – систему Svessel. Это морская smart-технология, анализирующая все навигационные данные, чтобы предложить наиболее оптимальный маршрут.
«MSC Gülsün» стал первым в классе из 10 сверхбольших контейнеровозов (ULCV), которые будут построены для судовладельца. За поставку отвечают южнокорейские верфи «Daewoo Shipbuilding & Marine Engineering (DSME)» и «Samsung Heavy Industries».
«Симфония морей»: самый большой круизный лайнер в мире
По состоянию на 2019 год, самым большим круизным судном в мире является лайнер «Symphony of the Seas» («Симфония морей»), принадлежащий компании «Royal Caribbean International». Его спустили на воду в Сен-Назере (Франция) в марте 2018 года. Стоимость лайнера составила 1,35 миллиардов долларов США. Судно уникально: его длина составляет 361 метр, ширина – 66 метров, высота – 72,5 метра. На лайнере 18 палуб, вмещающих 6 680 пассажиров и 2200 членов экипажа.
Силовая установка соответствует гигантским размерам судна: 6 двигателей Wärtsilä общей мощностью в 45 000 л. с., установленные по три в два отдельных машинных отделения, делают «Симфонию» хорошо управляемой и надежной. Компания ABB поставила три двигательные установки Azipod (3 × 20 МВт (27 000 л.с.), а Wärtsilä – четыре носовых подруливающих устройства (4 × 5,5 МВт (7 400 л.с.). Кроме того, Wärtsilä установила свою навигационную и DP систему NACOS Platinum на мостик судна.
Что касается туристической привлекательности, дизайнеры «Симфонии» потрудились не меньше инженеров. Например, здесь есть свой Центральный парк с настоящими деревьями, аллеями и кафе, огромная 10-этажная горка «Бездна», симулятор серфинга, крытый ледовый каток – все условия, чтобы путешественники чувствовали себя как в самом лучшем отеле.
Первое плавание «Симфонии» прошло по Средиземноморью, затем лайнер ушел в Майами. Теперь его маршрут включает в себя западную часть Карибского моря, Мексику, Гондурас и Багамские острова.
Фантастическая четверка: крупнейшие нефтяные танкеры
В этом разделе нет технологических рекордов, потому что самые большие нефтяные танкеры, находящиеся в эксплуатации, были построены в далеких 2001–2003 годах. Несмотря на это, размер супертанкеров класса TI по-прежнему впечатляет. Их длина составляет 380 метров, ширина – 68 метров; они имеют осадку 24,52 метра и дедвейт 441 585 тонн, что позволяет им перевозить 3 166 353 баррелей сырой нефти.
Название «TI Сlass» относится к оператору пула VLCC-танкеров «Tanker International LLC». В него входят четыре супертанкера: «TI Africa», «TI Asia», «TI Europe» и «TI Oceania». Изначально они были построены на верфи «Daewoo Shipbuilding & Marine Engineering (DSME)» для судоходной компании «Hellespon». Однако всего через год после спуска на воду два судна были проданы компании «Overseas Shipholding Group (OSG)». Вскоре за ними последовали еще два танкера.
В 2010 году «TI Africa» и «TI Asia» были переоборудованы в FSO (плавучее нефтехранилище) и установлены в Персидском заливе. «TI Europe» и «TI Oceania» продолжают работать.
Китай строит самый большой газовоз в мире
Усилия инженеров-кораблестроителей в последнее время были направлены на создание более эффективных и вместительных газовозов. Так, Китай и Норвегия недавно подписали соглашение о строительстве самого большого судна такого типа в мире.
Классификационное общество «DNV GL» разрабатывает проект будущего гиганта, в то время как китайская компания «Hudong-Zhonghua Shipbuilding», дочернее предприятие «China State Shipbuilding Corporation», будет отвечать за постройку судна. Детали пока не разглашаются, но ожидается, что новый СПГ-танкер будет перевозить 270 000 кубических метров газа и побьет рекорд, установленный газовозом «Mozah» класса Q-Max под управлением «Qatargas II». Тот был построен в 2008 году, имеет длину 345 метров, ширину 53 метра и может перевозить 266 000 кубических метров сжиженного природного газа.
Интерес Китая к строительству танкеров-газовозов легко объясним: импорт природного газа в страну в последнее время резко возрос. Так, в 2018 году он увеличился на 42%, а в январе 2019 года только Шанхай импортировал 600 миллионов кубометров сжиженного природного газа. Учитывая государственную экологическую кампанию по «защите голубого неба», эксперты прогнозируют, что эти показатели будут только расти. Вполне возможно, что центр СПГ-судостроения в самое ближайшее время из Южной Кореи переместится в Китай.
Балкеры «Valemax» – главное оружие конкурентной борьбы
Сегодня самые большие балкеры в мире – это рудовозы второго поколения, построенные для бразильской горнодобывающей компании «Vale S.A.». Именно поэтому класс получил название Valemax. Сами суда представляют собой образец технического совершенства и экономической эффективности. Флот 2-го поколения Valemax состоит из 26 теплоходов, поставленных китайскими верфями с начала 2018 года; еще 7 VLOC (Very Large Ore Carriers) находятся в стадии строительства.
Длина балкеров 2-го поколения Valemax составляет 362 м – на 40 метров больше, чем высота Эйфелевой башни. Кроме того, они имеют ширину 65 метров, равную стандартному футбольному полю. При этом они могут перевозить 400 000 тонн железной руды со средней скоростью 15 узлов, совершая путешествие из Бразилии в Китай за 45 дней.
Развитие сухогрузов имеет первостепенное значение для «Vale S.A.», поскольку Бразилия конкурирует на азиатском рынке поставок руды с Австралией. Между тем австралийским судам требуется всего 15 дней, чтобы преодолеть расстояние от шахт до китайских портов, поэтому сухогрузы Valemax должны иметь преимущества, уравновешивающие шансы в конкурентной борьбе. И здесь им есть, чем превзойти конкурентов. Так, бразильские балкеры могут перевозить больше груза за один рейс, позволяют загружать 16 000 тонн руды в час и рассчитаны на эксплуатацию в течение 30 лет. Кроме того, суда наносят меньше вреда окружающей среде : VLOC получили экологическую награду «Green Seal» за выброс на 35% меньше CO2 по сравнению со стандартным балкером размера Capesize.
– Невозможно не поразиться тому размаху, который присущ для современного судостроения, – отмечают в Российском профессиональном союзе моряков (РПСМ). – Для создания таких теплоходов требуются колоссальные мощности и высококлассные специалисты. Однако, с точки зрения профсоюза, на первом месте всегда должна быть безопасность моряков, которой при проектировании, к сожалению, нередко не уделяется настолько же много внимания.
Источник: www.sur.ru