Комитет по безопасности на море ИМО одобрил новые требования к швартовным операциям
С 5 по 14 июня в Лондоне прошла 101-я сессия Комитета по безопасности на море Международной морской организации (ИМО). На ней одобрили меры по улучшению безопасности моряков во время проведения швартовных операций. Информация о новых требованиях будет передана всем странам-членам ИМО до последующего утверждения на сессии комитета в 2020 году.
Изменения касаются безопасности швартовного оборудования, режима технического обслуживания, инспекций и документации. Они включены в проект поправок к Главе II-1/3-8 Международной конвенции по охране человеческой жизни на море (СОЛАС). Требования подкреплены двумя проектами руководств: по конструкции швартовного оборудования и выбору подходящих устройств для безопасной швартовки, а также по инспекциям и техническому обслуживанию швартовного оборудования. Кроме того, было пересмотрено уже существующее «Руководство по судовому буксирному и швартовному оборудованию».
Работа по разработке проекта поправок к СОЛАС и руководств велась после соответствующих предложений, выдвинутых на 95-й сессии Комитета по безопасности на море (MSC 95). Дело в том, что швартовные операции продолжают представлять опасность для членов экипажей судов и участвующего в них берегового персонала: каждый год поступают известия о новых случаях травмировании и гибели. Например, с 1997 по 2013 год только на датских судах было зарегистрировано 402 инцидента, 4 из которых привели к смерти и 42 – к травмам.
Кроме того, на сессии затронули тему регулирования морских автономных надводных судов (МАНС). Обсуждались вопросы испытаний МАНС, разработали и одобрили Временное руководство по испытаниям автономных судов, которое включает описание основных принципов и целей проведения испытаний, мер по оценке рисков, квалификации персонала, вовлеченного в испытания, инфраструктуры, коммуникации и обмен данными при проведении ограниченных во времени испытаний нового оборудования, отдельных систем и МАНС в целом. Основная работа по анализу инструментов ИМО на предмет потенциальных изменений для использования МАНС в будущем продолжится в межсессионный период.
В части разработки мер по обеспечению безопасности судов, эксплуатирующихся в полярных водах, на которые не распространяется СОЛАС, комитет подготовил проект рекомендательной резолюции для принятия на осенней сессии Ассамблеи ИМО, призывающей государства применять к таким судам соответствующие требования Полярного кодекса, насколько это практически возможно.
В преддверии введения нового стандарта по предельному содержанию серы в судовом топливе (не более 0,5% с 1 января 2020 г.) и появления на рынке новых сортов топлива комитет одобрил комплект временных рекомендательных мер по повышению безопасности судов при использовании судового топлива. В ходе своих предстоящих сессий в 2020 и 2021 годах комитет продолжит уделять внимание этому вопросу. На основе получаемой информации предполагается обсуждение потенциальных мер по реагированию на возможные угрозы безопасности судна при использовании новых сортов топлива.
Следующая сессия Комитета по безопасности на море запланирована на май 2020 года.
В Российском профессиональном союзе моряков (РПСМ) отмечают, что швартовные операции представляют большую опасность для моряков и требуют особой внимательности с их стороны. Трудностей много: на ход операции может повлиять погода, например, шквальный ветер, недостаточно согласованные действия между ее участниками или внезапный толчок судна. От всего себя обезопасить невозможно. В РПСМ считают, что важно обозначать разметкой опасную зону в районе выполнения швартовных работ на палубе: так неопытные матросы, кадеты, курсанты-практиканты будут видеть места особого риска. «Кроме того, перед каждой швартовкой все её участники обязаны пройти инструктаж, – заметил Евгений Хижняк, главный технический инспектор труда РПСМ. – Члены экипажа должны знать как дважды два – находиться на линии натяжения швартовного каната категорически запрещено».
Источник: www.sur.ru