«Морякам можно посоветовать только одно: беречь себя и внимательнее относиться к правилам охраны труда»
Клуб взаимного страхования Shipowners Club выпустил краткое руководство по оценке риска при входе в закрытые помещения судна: только на застрахованных компанией теплоходах за последние 18 месяцев было 15 случаев падений, удушья и других травм, шесть из которых привели к смерти.
Инструкция, созданная для борьбы с проблемой, рассматривает опасности входа в закрытые помещения, на знании о которых должна строиться система контроля. В ней можно выделить несколько основных рекомендаций:
– вход в закрытое помещение запрещен, если не выполнена предписанная процедура входа или не выдано разрешение на работу;
– все закрытые помещения на борту судна должны быть помечены специальными знаками. Список таких помещений должен время от времени пересматриваться, так как ситуация на судне может меняться;
– токсичный воздух может быть в любом закрытом помещении вне зависимости от типа судна (не только на танкерах): грузовых отсеках, междудонных пространствах, топливных и балластных цистернах, грузовых насосные отделениях, коффердамах, цепных ящиках, котлах, картерах двигателя, резервуарах для сточных вод. И этим список не ограничивается. Метан преобладает на грузовых судах, перевозящих уголь навалом;
– процедуры входа в закрытые помещения обязательны для всех, а не только для персонала судна;
– если член экипажа испытывает опасения по поводу качества воздуха в закрытом помещении, он должен знать, что имеет право отказаться от входа. Если в замкнутом пространстве должны быть выполнены работы, то в дополнение к разрешению на вход должно быть получено разрешение на проведение работ.
Евгений Хижняк, главный технический инспектор труда Российского профсоюза моряков (РПСМ) с сожалением отмечает: случаи гибели моряков в замкнутых пространствах судна были, есть и, наверное, будут. «Чаще всего такие инциденты происходят потому, что моряки недостаточно внимательно относятся к процедурам по входу в закрытые помещения: в «Правилах по охране труда на судах морского и речного флота» на российских судах этому посвящен целый раздел, а на иностранных есть Свод практических правил МОТ «Предупреждение несчастных случаев на судне, в море и в порту», где тоже подробно останавливаются на этой теме. В этих документах четко прописано, что перед входом в такое пространство должен быть проведен инструктаж, проверено состояние воздуха внутри помещения; один из моряков контролирует вход и выход и замеряет время пребывания внутри. То есть, весь процесс вплоть до завершения работ и закрытия двери должен проводиться под наблюдением ответственного члена командного состава судна. Однако часто этого не делается: каждый человек на судне – на вес золота, и времени на все не хватает. Отсюда и нарушения норм охраны труда, и несчастные случаи. Морякам можно посоветовать только одно: беречь себя и внимательнее относиться к правилам охраны труда, то есть соблюдать процедуры по безопасному производству работ в закрытых (замкнутых) судовых помещениях. Эти нормы для того и существуют, чтобы обезопасить членов экипажа».
Источник: www.sur.ru