Заявление ЕФТ о криминализации моряков
Европейская федерация транспортников (ЕФТ) выступила против любых попыток криминализации капитанов и экипажей судов, участвующих в спасательных операциях на море. Об этом говорится в заявлении, сделанном в контексте миграционного кризиса. В документе подчеркивается, что помощь терпящим бедствие – прямая обязанность капитана, и государства должны сделать все возможное для того, чтобы члены экипажей не подвергались уголовному преследованию.
К сожалению, с увеличением потока миграции из нестабильных стран в Европу и выходом ситуации из-под контроля на плечи моряков легла дополнительная серьезная нагрузка. Число смертельных случаев в Средиземном море начиная с 2014 года было необычайно большим: по данным Управления Верховного комиссара ООН по делам беженцев (HCR), в 2018 году погибло и пропало без вести 2 216 мигрантов, в 2017 – 3 139, в 2016 – 5 096 и в 2015 – 3 771.
Профсоюзы моряков, входящие в ЕФТ, демонстрируют свою приверженность традициям и идеалам профессии и с уверенностью заявляют: для членов экипажей помочь тем, кто терпит бедствие вблизи судов – повод для гордости. Однако их долг не имеет отношения к миграционной политике и не должен адаптироваться к ней.
Как известно, цель поправок к 33 правилу Конвенции СОЛАС и главы 3.1.9. Конвенции SAR (Международная конвенция по поиску и спасанию на море) состоит в том, чтобы обеспечить последовательность и целостность поисково-спасательных работ, спасти терпящих бедствие людей и минимизировать те убытки для судов, которые могут быть вызваны этими событиями. Они требуют, чтобы договаривающиеся государства организовали сотрудничество таким образом, чтобы капитаны, оказывающие помощь терпящим бедствие, имели возможность быстрее высадить спасенных, а суда шли с минимальным отклонением от изначально спланированного маршрута.
Несмотря на ясность этих обязательств, проблема криминализации спасания на море усугубляется. Против экипажей судов, рыбаков и неправительственных организаций, вовлеченных в спасательные операции, начато много судебных разбирательств – в первую очередь за незаконную перевозку мигрантов. После долгих лет юридических разбирательств все они были оправданы, что свидетельствует о насильственном характере и сдерживающих целях этих судебных процессов.
ETF призывает членов Европейского союза предотвратить подобную практику. Это необходимо для надлежащего осуществления Палермского протокола против незаконного ввоза мигрантов (2000 год), ратифицированного членами-государствами ЕС. Как было отмечено на Конференции стран-участников Протокола в 2015 году: «Государства должны сделать все для того, чтобы действующая законодательная база способствовала тому, чтобы обвинения не предъявлялись тем, кто выполняет свои обязательства по спасению и сохранению жизни».
В связи со сложившейся ситуацией, ETF выдвигает следующие требования:
– судовладельцы должны обеспечить командиров судов правовой поддержкой;
– государства флага и государства, которые участвуют в поисково-спасательных операциях, должны придерживаться своих обязанностей, закрепленных международным правом, и эффективно сотрудничать. В связи с возрастающим числом людей, терпящих бедствие в море, моряки торгового флота больше не могут компенсировать неспособность национальных правительств выполнять свои обязательства. Именно государства должны позаботиться о том, чтобы все нуждающиеся в помощи были спасены;
– государственные службы стран-членов ЕС, занимающиеся помощью терпящим бедствие в море, должны быть хорошо укомплектованы, подготовлены и снабжены всем необходимым для выполнения своих обязанностей;
– европейские правительства должны содействовать поднятию флагов на судах, занимающихся гуманитарной помощью по спасанию мигрантов в открытом море;
– государства должны заняться организацией операций по поиску и спасанию, фокусирующихся на помощи терпящим бедствие (таких как Mare Nostrum – итальянская программа по спасению людей), а не на обеспечении безопасности (таких как Frontex и патрули НАТО).
Российский профсоюз моряков (РПСМ) полностью поддерживает заявление Европейской федерации транспортников и разделяет опасения по поводу проблемы криминализации членов экипажей.
Источник: www.sur.ru