РТК рассмотрела проекты постановлений Правительства РФ, в том числе связанный с оказанием услуг по трудоустройству россиян за пределами РФ
На очередном заседании Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений, которое состоялось 24 мая 2024 года, члены РТК обсудили подходы к изменениям в налоговом законодательстве, а также сценарные условия и основные социальные параметры прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на 2025– 2027 гг. В ходе заседания также были рассмотрены законопроекты об итогах исполнения за 2023 год бюджетов Социального фонда России и Фонда обязательного медицинского страхования.
В повестке были и проекты иных нормативных актов, в том числе проект постановления Правительства РФ, предполагающий исключение из числа лицензируемых видов деятельности оказание услуг по трудоустройству граждан Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации, подготовленный во исполнение находящегося на рассмотрении в Госдуме РФ законопроекта № 594955-8. Напомним, что документом предусматривается отмена лицензирования деятельности по оказанию услуг по трудоустройству граждан РФ за пределами территории РФ и введение уведомительного порядка осуществления деятельности по трудоустройству граждан РФ за пределами территории РФ для работы на судах, плавающих под флагом иностранного государства.
Изменения в налоговом законодательстве
По данному вопросу стороны РТК обсудили концептуальные подходы к изменениям в налоговом законодательстве и отметили положительную практику предварительного обсуждения на заседании РТК таких вопросов.
При этом стороны РТК отметили ряд позиций по итогам обсуждения. Так, поддерживая необходимость налоговых изменений, стороны РТК указали, что считают своевременным введение более плавной прогрессивной шкалы НДФЛ.
При этом дополнительные доходы от изменения НДФЛ должны пойти на обеспечение приоритетных расходов на поддержку семей с детьми и решение различных социальных вопросов.
Кроме того, была отмечена необходимость налогового вычета семьям с двумя и более детьми, имеющим невысокие доходы. Также стороны РТК поддержали отмену «курсовых пошлин» и изменение налогообложения прибыли с учетом необходимости дополнительного стимулирования инвестиций, в том числе через федеральные налоговые вычеты, а также устранение налоговых «лазеек». Одновременно, стороны профсоюзов и работодателей отметили, что при введении прогрессивной шкалы НДФЛ рост налоговой нагрузки не должен затрагивать массовые категории квалифицированных рабочих, инженеров.
Стороны исходят из того, что повышение ставки налога на доходы физических лиц не должно коснуться высококвалифицированных работников с доходами до 5 000 000 рублей в год. Также соцпартнеры предлагают рассмотреть для работающих многодетных родителей возможность применения льготных ставок НДФЛ с учетом дохода на одного члена семьи.
Стороны РТК поддержали необходимость дальнейшей совместной работы в рамках рассмотрения проекта соответствующего закона, а Минфину России предложено представить в секретариат Комиссии законопроект перед вторым чтением в Государственной Думе для рассмотрения на заседании РТК.
Бюджет Фонда пенсионного и социального страхования Российской федерации за 2023 год
Бюджет СФР исполнен в соответствии с Федеральным законом от 5 декабря 2022 г. № 467-ФЗ «О бюджете Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов» (ФЗ № 467-ФЗ).
В соответствии с законопроектом бюджет СФР за 2023 год исполнен по доходам в сумме 13 264,9 млрд рублей (8,0% к ВВП) или 103,6% прогнозных поступлений в соответствии с ФЗ № 467-ФЗ, из них в части: обязательного пенсионного страхования (ОПС) 9 242,1 млрд рублей; обязательного социального страхования на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством (ОСС) 940,0 млрд рублей; обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (НС) 208,2 млрд рублей.
Исполнение бюджета СФР по расходам за 2023 год составило 13 858,3 млрд рублей (8,3% к ВВП), в том числе 13 819,7 млрд рублей в части, не связанной с формированием средств для финансирования накопительной пенсии, из них: по расходам на ОПС – 9 227,5 млрд рублей; на ОСС – 823,9 млрд рублей; на НС – 123,8 млрд рублей.
Общий объем дефицита бюджета Фонда за 2023 год составил 593,4 млрд рублей. Из них объем профицита бюджета СФР по ОПС составил 14,6 млрд рублей; объем профицита бюджета СФР в части ОСС на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством – 116,06 млрд рублей; объем профицита бюджета СФР в части НС – 84,34 млрд рублей и объем дефицита бюджета СФР в части переданных полномочий — в сумме 822, 01 млрд рублей.
Согласно пояснительной записке источником покрытия дефицита бюджета СФР явились остатки средств, сложившиеся на начало 2023 года.
Также в пояснительной записке отмечено, что в целом в доход бюджета СФР поступило страховых взносов на ОПС за 2023 год 7 742,9 млрд рублей, что на 1 553,6 млрд рублей больше фактических поступлений за 2022 год. Годовой прогнозный план поступлений выполнен на 106,5%. Страховые взносы на ОСС в бюджет СФР поступили в сумме 866,5 млрд рублей или 101,2% утвержденных бюджетных назначений.
Согласно пояснительной записке за 2023 год общая сумма средств федерального бюджета, переданных СФР из федерального бюджета в форме межбюджетных трансфертов, составила 4 019 826,9 млн рублей. При обсуждении законопроекта об исполнении бюджета СФР профсоюзной стороной была поднята проблема формирования пенсионных прав граждан в системе обязательного пенсионного страхования в случае получения ими минимальной заработной платы. В отношении данной категории не ясно, набирает ли она в соответствии предусмотренными законодательствам условиями необходимое для назначения страховой пенсии по старости количество баллов в случае выполнения иных условий назначения страховой пенсии по старости (страховой стаж и возраст). При отсутствии минимального количество баллов право на страховую пенсию не может возникнуть, даже если выполнены иные условия. Также со стороны работодателей ставился вопрос о неполном удовлетворении СФР заявок компаний на финансирование предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профзаболеваний работников и санаторно-курортного лечения работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами. По итогам обсуждения члены РТК согласились с проектом федерального закона.
Кроме того, члены РТК отметили целесообразность включить в Единый план работы РТК на II полугодие текущего года вопрос совершенствования порядка формирования пенсионных прав граждан в системе обязательного пенсионного страхования. Также стороны профсоюзов и работодателей отметили необходимость при планировании бюджета Социального фонда России на 2025–2027 гг. проработать вопросы по определению объема финансирования предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников и санаторно-курортного лечения работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами, при котором заявления страхователей, обратившихся за финансовым обеспечением предупредительных мер, будут полностью удовлетворены, а также порядок расходования средств резерва на эти цели в случае необходимости их использования.
О лицензировании конкретных видов деятельности
Проектом постановления предлагается внести изменения в перечень федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих лицензирование конкретных видов деятельности, утвержденном постановлением Правительства РФ от 21 ноября 2011 г. № 957 «Об организации лицензирования отдельных видов деятельности» (Перечень).
В данном Перечне предлагается признать утратившим силу раздел «ФМС России», в котором приведена только одна позиция — оказание услуг по трудоустройству граждан Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации.
Проект постановления подготовлен в связи с рассмотрением в Госдуме РФ проекта федерального закона № 594955-8 «О внесении изменений в ФЗ «О занятости населения в Российской Федерации», отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации».
Так, предусматривается отмена лицензирования деятельности по оказанию услуг по трудоустройству граждан РФ за пределами территории РФ и введение уведомительного порядка осуществления деятельности по трудоустройству граждан РФ за пределами территории РФ для работы на судах, плавающих под флагом иностранного государства. Согласно карточке законопроекта на сайте ГД РФ (источник: https://sozd.duma.gov.ru/bill/594955-8) он рассмотрен в первом чтении 22 мая 2024 года. В случае принятия законопроекта он вступит в силу с 1 марта 2025 года.
Аналогичный срок вступления предусмотрен и для рассмотренного членами РТК проекта постановления правительства.
Члены РТК согласились в основном с проектом постановления.
Источник: www.sur.ru