EMSA отмечает положительную тенденцию в морской безопасности
Европейское агентство морской безопасности (EMSA) опубликовало свой ежегодный обзор морских аварий и происшествий, в котором отмечается значительное сокращение количества морских инцидентов в 2022 году. Согласно статистике, в прошлом году было зарегистрировано 2510 аварий и происшествий, что на 182 меньше, чем в 2021 году и на 84 – по сравнению с 2020 годом.
В докладе основное внимание уделяется морским авариям и инцидентам с участием судов под флагом государств-членов ЕС, происходящим в их территориальных или внутренних водах. Данные для обзора взяты из Европейской информационной платформы о морских катастрофах (EMCIP).
После снижения общего объема перевозок из-за пандемии Covid-19 он постепенно начал расти в 2021 году, а в прошлом – с возобновлением морских круизов и пассажирских паромных перевозок, достиг допандемийного уровня. Тем не менее, несмотря на рост, количество зарегистрированных аварий и происшествий в 2022 году было на 5,1% ниже среднегодовых значений и ниже среднего показателя до пандемии. Кроме того, в отчете подчеркивается положительная тенденция по ряду показателей аварийности. Общее количество судов, попавших в морские аварии и ставших участниками морских происшествий, в 2022 году уменьшилось по сравнению с предыдущими годами, особенно это касается грузовых и рыболовных судов. Более того, число серьезных инцидентов продолжило снижаться, а в 2022 году сократилось значительно.
Так, за прошлый год произошла полная гибель шести судов, 524 суда получили повреждения, 180 оказались непригодны для дальнейшего плавания, 603 потребовалась помощь береговых служб, а 330 судам помощь буксиров, 17 были брошены. С 2019 года фиксируется значительное сокращение числа случаев загрязнения окружающей среды судами, особенно загрязнения воздуха и загрязнения от грузов, что привело к снижению общего показателя загрязнения с судов в 2022 году.
Что касается географии морских аварий, то большая их часть происходила во внутренних водах ЕС, на втором месте – инциденты в территориальных и открытых морях. Наибольшее количество зарегистрировано в водах ЕС в Северной Атлантике и Средиземном море.
По поводу расследований морских аварий в отчете указывается на снижение количества начатых расследований в 2022 году по сравнению с предыдущими годами. Аналогичным образом уменьшилось и число погибших в результате морских аварий, достигнув самого низкого значения за рассматриваемый период.
В докладе подчеркивается значительная роль человеческого фактора в авариях. Также отмечается, что значительная часть рекомендаций по безопасности, выданных по итогам расследований, касается процедур, относящихся непосредственно к судну.
В 2014-2022 гг. в результате 5941 инцидента 6781 человек получил травмы, что в среднем составляет 753 травмы в год. В 2022 году было зафиксировано 597 травм – это самый низкий показатель за весь период наблюдений. Среди всех пострадавших в 2022 году 83,8% составляют члены экипажа судов. В период с 2014 по 2021 годы этот показатель в среднем составлял 84,4%.
В EMSA отмечают, что в целом сокращение количества морских аварий и происшествий в 2022 году является положительной тенденцией. «Она отражает повышение эффективности мер безопасности и лучшее понимание факторов риска», – считают в Российском профсоюзе моряков.
Источник: www.sur.ru