JWC внес Судан в число опасных зон
Помимо этого Объединенный военный комитет (JWC) дополнил Список зон морских военных рисков, терроризма и пиратства уточнениями: так, на сегодняшний день в него входят воды Азовского и Черного морей, а также все внутренние воды Украины, внутренние воды в пределах Крыма и других бывших украинских территорий, находящихся под контролем России, а также внутренние воды России в пределах следующих акваторий: реки Дон от Азовского моря до вертикали 41° в. д. и реки Донец. Соответствующий документ вышел в свет 25 апреля этого года.
Учесть риски
Уточняется, что в связи с тем, что Россия входит в этот список, судовладельцам и фрахтователям нужно обратить внимание на документацию. В частности, очень важно убедиться, что чартерные договоры содержат оговорку о военных рисках (War Risk clause), изучить, как распределяются обязанности и расходы, а также что можно и нельзя делать.
Балтийский и Международный морской совет (BIMCO) рекомендует использовать последние редакции оговорок о военных рисках – CONWARTIME 2013 для тайм-чартеров и VOYWAR 2013 для рейсовых чартеров. Они содержат очень широкое определение «военных рисков», включающее военные операции и боевые действия, не обязательно подразумевающие объявление государствами войны. Кроме того, оговорки применяются к военным рискам, которые могут предшествовать чартеру, то есть эскалация риска не является обязательным условием для их применения. Также рекомендуется использовать Оговорку BIMCO о прекращении военных действий 2004 года (War Cancellation Clause 2004), которая предусматривает права на взаимное аннулирование в случае конфликта между двумя или более названными странами, индивидуально согласованными сторонами.
Могут ли судовладельцы отказаться от захода в российские порты?
Оговорки BIMCO CONWARTIME 2013 и VOYWAR 2013 дают им право отказаться от указания фрахтователя проследовать в тот или иной район, если по обоснованному суждению капитана или владельца это подвергнет судно, экипаж и груз военным рискам.
Однако сейчас нет однозначного ответа, можно ли квалифицировать нынешнюю ситуацию в России как «военный риск» в соответствии с CONWARTIME 2013 и VOYWAR 2013. Пороговыми критериями для использования оговорки являются, во-первых, установление существования военного риска, а, во-вторых, оценка уровня опасности для судна, которая должна быть реально ощутимой и достаточно высокой. Не требуется сложного анализа степени риска и вероятности его возникновения. Является ли ситуация рискованной, зависит от характера, серьезности и степени опасности для конкретного судна. Однако в настоящее время маловероятно, что могут быть использованы оговорки BIMCO о военных рисках. Эта оценка, однако, может меняться в зависимости от текущей ситуации в российских портах, поэтому необходимо внимательно следить за развитием ситуации.
Расходы растут
Кто же оплачивает увеличение страховых премий за военный риск по рейсовому чартеру и тайм-чартеру? Зависит от контракта. В оговорках BIMCO VOYWAR 2013 и VOYWAR 2004 указано, что владельцы могут застраховать суда от военных рисков за свой счет, но любые дополнительные премии, необходимые для плавания в зонах высокого риска, должны возмещать фрахтователи.
В соответствии с CONWARTIME 2013, фрахтователи должны возместить владельцам любые дополнительные премии и страховки, которые владельцы могут обоснованно потребовать в связи с военными рисками и которые выходят за рамки обычного страхования владельцев от них.
Курс не меняем
Могут ли владельцы попросить заменить рейсовое задание – зависит от контракта. Оговорки BIMCO о военных рисках дают им право просить фрахтователей назначить альтернативный безопасный порт в пределах зоны погрузки и разгрузки. Но, опять же, этот запрос следует делать только в случае, если уровень риска в предполагаемом районе представляет реальную опасность для теплохода. Как считают специалисты MaritimeCyprus, в существующшей ситуации владельцы не могут отказаться заходить в российские порты и запрашивать альтернативные задания, ссылаясь на оговорки о военных рисках. Тем временем другие оговорки BIMCO, как, например, о санкциях, могут давать им такое право.
Есть ли при этом у владельцев возможность отменить рейс из-за значительного увеличения премий за военный риск? В соответствии с оговорками BIMCO VOYWAR, CONWAR 2013 и 2004, фрахтователи несут дополнительные расходы, а значит вопрос об аннулировании по экономическим причинам не возникает. Дело обстоит иначе в редакции оговорок 1993 года, в соответствии с которыми расходы по дополнительным страховым премиям ложатся на судовладельцев. При этом существенное увеличение затрат, делающее выполнение контракта невыгодным, обычно не дает им права на расторжение чартерного договора. О его фрустрации (невозможности исполнения контрактных обязательств) можно говорить, только если выполнение договора предполагает неправомерные действия.
В Российском профессиональном союзе моряков напоминают, что условия труда моряков в расширенной зоне высокого риска изменяются только решением Международного переговорного форума (IBF), в котором участвуют судовладельцы и морские профсоюзы. По состоянию на 1 января 2023 года, в список, в частности, входят три зоны боевых действий: Азовское море – к северу от 46° северной широты, северный регион Черного моря и все морские порты Украины.
Для моряков работа в этих водах означает ряд льгот: бонус, равный базовой ставке, который выплачивается минимум за пять дней пребывания в зоне риска IBF; удвоенная компенсация в случае инвалидности или смерти моряка; право отказаться от плавания в опасном районе с последующей репатриацией за счет компании и выплатой компенсации в размере двухмесячной базовой ставки.
Источник: www.sur.ru