Stop the Job: иногда лучше остановить работу

Stop the Job: иногда лучше остановить работу

В Международной ассоциации морских подрядчиков (IMCA) напомнили о существовании практики Stop the Job, которая предполагает, что каждый работник имеет право/обязанность остановить работу, если заметил, что что-то пошло не так. Недавно IMCA провела анализ несчастного случая, в котором ее применение могло бы предотвратить серьезный инцидент: в нем моряк получил серьезную травму ноги от удара якорной цепью, неожиданно пролетевшей по палубе.

Это произошло в то время, как якорь тянули через корму с помощью буксирных лебедок, которыми дистанционно управлял матрос АВ. В то же время на мостике оператор управлял лебедкой, затягивающей цепь. Когда якорь потянули в обратном направлении, он начал терять свое первоначальное положение. При приближении к кормовому барабану он находился под углом 45 градусов к курсу судна.

Это заметили, но не посчитали угрозой, поскольку все, кто участвовал в операции, находились на безопасном расстоянии от якоря. Когда его вес прошел через барабан, как и ожидалось, якорь выпрямился. Однако при этом неожиданно пришла в движение идущая к основной лебедке цепь: она качнулась от левого борта на примерно два метра в сторону правого борта, а затем сильно ударила по левой ноге одного из матросов АВ, попав по защитному ботинку.

В IMCA сделали предположение о том, почему это произошло. Так, именно на этом якоре была уздечка с прикрепленными снизу скобами. Когда якорь двигался, он «ехал» на них. Поэтому направлять и удерживать его в том или ином положении было особенно трудно.

Кроме того, вместо того, чтобы остановить и переустановить неправильно вставший якорь, экипаж продолжал тянуть его под углом 45 градусов – никто не ожидал внезапного перемещения цепи по палубе. Были выделены несколько основных ошибок при выполнении операции. В первую очередь – ненадлежащая подготовка к работе: необходима была более тщательная оценка рисков и инструктаж по технике безопасности перед началом работы, включая обсуждение безопасных положений, зон выхлеста и прочего.

Кроме того, имела место плохая ситуационная осведомленность. Так, моряки заметили, что якорь находится под углом, но не поняли, что это представляет опасность для находящихся на палубе. Отмечается, что при перетаскивании якоря через корму нужно следить за его положением и не допускать, чтобы он находился под углом. Это снизит вероятность повреждения оборудования и возникновения потенциально опасных для экипажа ситуаций. Также всегда стоит помнить о существовании практики Stop the Job. В свете произошедшего в IMCA посчитали необходимым пересмотреть рабочие процедуры на судне и внести в них соответствующие изменения.

В Российском профессиональном союзе моряков подчеркивают, что наряду с профессиональными знаниями и навыками огромную роль в морской работе играет умение вовремя подмечать возможные риски и принимать необходимые меры предосторожности. Однако длительная занятость на судне и усталость часто снижают бдительность моряков, что нередко приводит к несчастным случаям. Поэтому очень важно, чтобы у членов экипажей было достаточно времени для отдыха.

Источник: www.sur.ru