Смерть от нехватки кислорода
Груженый углем балкер стоял у причала, экипаж готовился к разгрузке. Боцман, механик и кадет должны были открыть люковые закрытия всех грузовых трюмов. После того, как они открыли люковое закрытие грузового трюма № 1, моторист-газоэлектросварщик (далее – моторист) сказал боцману, что ему нужно во входной лаз трюма № 1, чтобы достать оттуда воздушное сопло, которое он уронил, очищая комингс люка в предыдущем порту.
Боцман и моторист открыли люк входного лаза в грузовой трюм № 1, при этом боцман сказал мотористу подождать не менее 20 минут, прежде чем войти внутрь. Через какое-то время курсант, проходивший мимо трюма, заглянул в открытый люк и увидел моториста, которые неподвижно лежал внизу прямо на угле рядом с лестницей. Он немедленно сообщил о случившемся по рации боцману. Боцман быстро прибыл на место происшествия и, не поднимая тревоги, спустился вниз прямо по лестнице, чтобы спасти моториста. Однако вскоре после того, как он вошел в трюм, потерял сознание. Старший помощник услышал сообщение курсанта по рации и подошел ко входному люку. Он сразу понял, что необходима операция по спасению из закрытого помещения. Он поднял тревогу, члены экипажа надели дыхательные аппараты и собрались на палубе. Обоих пострадавших достали из трюма. Боцман пришел в сознание вскоре после того, как оказался на палубе, а моторист не подавал признаков жизни, пульс у него отсутствовал. Несмотря на реанимационные мероприятия, моторист скончался в местной больнице.
Среди прочего, следствие установило, что на борту не соблюдались установленные компанией процедуры входа в закрытые помещения. В частности, никто из членов командного состава судна не был уведомлен о необходимости или намерении членов экипажа войти в трюм. Попытка боцмана прийти на помощь мотористу самостоятельно, без организации спасательной операции в закрытом помещении, была серьезной ошибкой, которая не только задержала спасение моториста, но и поставила под угрозу жизнь самого боцмана. Некоторые члены экипажа явно не были осведомлены об опасностях входа в грузовой трюм с углём без соблюдения установленных Компанией процедур входа в закрытые помещения.
После случившегося по итогам расследования были предприняты меры безопасности: на входных люках во все грузовые трюмы и на входе в другие закрытые помещения на судне установили запорные устройства. СУБ Компании дополнили требованием разместить при входе в закрытые помещения знаки, предупреждающие об опасности удушья без принятия надлежащих мер предосторожности. Проведен инструктаж членов экипажа с целью повысить осведомленность об опасностях входа в закрытые помещения без принятия надлежащих мер предосторожности.
– Табличек и знаков недостаточно, – считают в Российском профессиональном союзе моряков. – ! Сейчас на многих судах у входных люков в грузовые трюмы есть таблички, запрещающие вход без соблюдения процедуры входа в закрытое помещение. Тем не менее год за годом моряки входят в трюмы и погибают там от нехватки кислорода или от отравления токсичными газами. Запорные устройства на входных люках в грузовой трюм являются одним из способов снижения риска несанкционированного входа, но лучшая защита – это обучение и осознание соответствующих рисков. Грузовой трюм и ведущие в него проходы являются закрытыми помещениями. Передовой практикой можно считать составление перечня всех закрытых помещений на судне и размещение предупреждающих знаков и табличек у входа в каждое из этих помещений.
Источник: www.sur.ru