Системы защиты от падений с высоты уменьшают риск
CHIRP Maritime (Конфиденциальная программа отчётности об инцидентах, связанных с человеческим фактором) в новом выпуске своего бюллетеня приводит несколько отчетов о происшествиях, в которых погибли люди, чтобы ещё раз напомнить, что, работая на борту, ни в коем случае нельзя ослаблять бдительность. Один из этих отчётов описывает инцидент, когда моряки работали на подъемном кране на высоте.
Так, два моряка работали на кране на высоте в то время, когда судно было в движении, а море штормило. Моряки смазывали спущенные тросы крана. Их страховочные ремни крепились к этим самым тросам, которые они смазывали, и если бы они поскользнулись и упали, то ничто не помешало бы им упасть вниз. На них не было ни защитных касок, ни спасательных жилетов, хотя они находились близко к краю судна. Всё это происходило на глазах у команды мостика, но никто их не остановил и не сделал замечания.
Продуманная конструкция оборудования может устранить риски при его эксплуатации и техническом обслуживании, – отмечает CHIRP Maritime . В данном случае можно было спроектировать кран таким образом, чтобы он опускался на палубу, и тогда не нужно было подниматься на высоту тем, кто проводит его техническое обслуживание. Если это невозможно, конструктор мог бы добавить поручни и точки крепления для страховочных ремней, чтобы обезопасить тех, кто будет работать на кране на высоте. Когда государство флага и классификационное общество принимали в эксплуатацию, проверил ли кто-то из них процедуру технического обслуживания на предмет её безопасного выполнения? Маловероятно, что какая-то из этих организаций считает, что работать на высоте, балансируя на замасленных тросах, – это безопасный способ выполнения работ.
Значит, это просто ошибка тех, кто работает на местах? Если это так, то, к сожалению, это обычная практика, встречающаяся на многих судах. CHIRP задается вопросом, почему трос нельзя спустить на палубу, где его смажут, не поднимаясь на высоту, и потом смотать его обратно?
Работники, выполняющие техобслуживание, надевают свободные галоши из полимерных материалов – это распространенная (но небезопасная) практика, которая позволяет не испачкать обувь и палубу, потому что работник потом снимает эти галоши и в чистой обуви ступает на палубу. Однако измазанные в смазке и свободно сидящие на ноге галоши значительно повышают вероятность поскользнуться и упасть, и следует тщательно взвесить риски при их использовании. Кроме того, в данном случае страховочные ремни выполняли роль обычного пояса, обвязанного вокруг талии.
Неправильно подобранные или плохо закрепленные страховочные ремни увеличивают риск повреждения внутренних органов при падении с большой высоты и резкой остановке от срабатывания стопорного устройства.
Системы защиты от падений с высоты уменьшают этот риск, но для того, чтобы не упасть на «землю», (в данном случае – на палубу), нужно ещё «пролететь вниз» расстояние от 2 до 4 метров. Если расстояние до палубы меньше, то человек с размаху ударится о то, что расположено внизу – палуба, земля или любой другой предмет и получит серьезную травму. В данном случае члены экипажа, скорее всего, упали бы на стрелы крана до того, как сработали их ремни безопасности. Длительное – более 15 минут – пребывание в зависшем состоянии замедляет кровообращение и может вызвать затруднение дыхания (это часто называют «травмой подвешивания»). Если вас отправляют на работу на высоте с использованием страховочного ремня, убедитесь, что разработан план спасательных операций.
Если на вашем судне используются страховочные ремни для работы на высоте, убедитесь, что имеется план спасательных операций, – рекомендуют в Российском профессиональном союзе моряков. – Это заранее составленная процедура безопасного извлечения человека, висящего на высоте в страховочном ремне. Кроме того, следует регулярно проводить соответствующие учения, чтобы потом, в реальной ситуации спасательные операции были выполнены четко и быстро.
Ещё один вопрос, который задаёт CHIRP: почему выполнение этих работ нельзя было отложить до тех пор, пока погода не улучшится. Один из очевидных ответов на него заключается в том, что график работ на судне был таким плотным, что не было возможности выделить другое время для проведения этих работ.
Факторы, относящиеся к этому отчету
Предупреждение: возможно, тот, кто прислал нам это сообщение, не счел возможным рассказать о ситуации капитану или вахтенному помощнику. Если бы вы увидели, что подобное происходит на борту вашего судна и предупредили об опасности начальство, к вам бы прислушались, или на вашем судне это тоже обычная практика? Расскажите нам о своем опыте.
Командная работа: почему не вмешались те, кто в это время находился на мостике. Все они члены одного коллектива, одной команды.
Контроль/практика на местах: данный инцидент произошел из-за того, что ответственные лица не заметили нарушение ТБ, или это была обычная практика на том судне – работать на высоте, балансируя на тросе?
Возможности: знают ли члены экипажа, как правильно использовать страховочные ремни? Есть ли на борту план спасательных работ? Вас отправляют работать на высоте в страховочных ремнях, а на судне нет плана спасательных операций? Как это происходит на вашем судне?
Рабочая нагрузка: возможно ли, что члены комсостава пошли на риск и отправили моряков работать на высоте, не дожидаясь более благоприятных погодных условий, чтобы уложиться в график? Прибыль ставится выше безопасности? Если да, то почему?
Источник: www.sur.ru