Пожары на борту: проблемы начинаются с грузов и людей, не имеющих отношения к судоходной отрасли
На протяжении нескольких лет крупные пожары на контейнеровозах регулярно притягивали внимание СМИ. Только в 2021 большую огласку получили два серьезных инцидента – на борту X-Press Pearl и Zim Kingston. Хотя в этом году крупных происшествий было немного, возгорания контейнерных грузов происходят часто. В Lloyd’s List считают: важные факторы риска – гигантские объемы и сложный характер контейнерных цепочек поставок – не исчезли, а значит, остается и угроза возгораний на борту контейнеровозов.
Несколько инцидентов в этом году уже зафиксировано. Так, недавно капитан и несколько членов экипажа фидерного судна Ocean Trader были оштрафованы и приговорены к условным тюремным срокам в связи со взрывом контейнера с перекисью на борту. Инцидент произошел в июле в порту Джебель-Али в ОАЭ, причиной возгорания назвали скопившиеся из-за халатности экипажа пары. В начале августа пожар произошел на контейнеровозе Zim Charleston во время перехода из Сингапура в Коломбо. В результате пострадали около 300 контейнеров.
Хотя ни один из этих инцидентов не привел к гибели людей или судна, частота пожаров на борту контейнеровозов остается серьезной проблемой для сектора. Коренной причиной многих инцидентов является недостоверное декларирование или ненадлежащая упаковка опасных грузов. При этом количество перевозимых контейнеров растет с каждым годом, что вызывает беспокойство. «Ежегодное количество контейнерных перевозок – около 200 миллионов, из которых 10%–12% составляют грузы, которые представляют опасность, – рассказал старший советник страхового клуба Gard по претензиям Аре Солум. – Вопрос в том, сколько из них не соответствуют требованиям в отношении упаковки и декларации».
Ответить на него не так просто, однако исследование, проведенное в США, показало, что коэффициент ошибок в отношении опасных грузов составляет 70% для импорта и 40% для экспорта. «Это шокирующие цифры, означающие, что в среднем на любом крупном контейнеровозе в любой момент времени есть сотни потенциальных рисков возгорания», – подчеркнул он.
В 2019 году страховое общество Gard провело собственное исследование и выяснило, что каждые две недели происходит один пожар, причиной которого является возгорание груза. С тех пор это число остается постоянным. «Проблемы начинаются с грузов и людей, не имеющих отношения к судоходной отрасли, – считает Аре Солум. – Вопрос в том, что заставляет их искажать данные о декларируемом грузе. Я думаю, что во многих случаях это объясняется желанием избежать затрат и бумажной волокиты, а также обойти правила экспорта и импорта контейнеров, чтобы получить конкурентное преимущество».
Среди других причин, по мнению Солума, можно выделить недостаточную компетентность работников, занимающихся оформлением грузов, а также ошибки, допускаемые из-за непростых правил. «Цепочка поставок контейнеров – сложная система, – считает он. – Грузоотправители, экспедиторы и грузополучатели играют в ней основную роль. Они должны сделать свои грузы безопасными для транспортировки и правильно их декларировать».
Он уточняет, что перевозчикам необходимы системы для определения недостоверно задекларированных грузов, но в цепочке поставок они не главное «слабое звено». «Тем временем власти должны не только осуществлять контроль над всеми участниками цепочки поставок, но и следить, чтобы правила не были слишком сложными, потому что иначе всегда останется соблазн их проигнорировать», – отметил Солум. Управляющий директор страхового клуба TT Club Майк Ярвуд добавил, что очень часто нарушения противопожарных правил начинаются на берегу, еще до того, как контейнер погрузят на борт. «Несомненно, интермодальная цепь поставок связана с огромными трудностями, – сказал он. – Итог зависит от нескольких участников цепочки поставок и того, насколько грамотно и добросовестно они выполнят свою часть работы». Сами правила, регулирующие перевозку опасных грузов, – часто сложные и запутанные.
Часто их выполнение предполагает немалые затраты, и многие, кто решает обойти существующие нормы, действуют в интересах экономии. «Одним из вероятных факторов, которые делают возможным подобное поведение людей, является непонимание, недооценка величины потенциальных рисков. Может ли кто-то намеренно пойти на обман, чтобы сэкономить 100 долларов, осознавая, что это способно привести к пожару на контейнеровозе стоимостью 200 миллионов долларов?» – задается вопросом Ярвуд.
В Российском профессиональном союзе моряков отмечают, что в настоящий момент готового решения проблемы нет. Пока грузы в контейнерах не контролируются должным образом, опасность внезапного возгорания будет сохраняться. Со своей стороны моряки могут только внимательно следить за обстановкой на борту и тщательно следовать требованиям противопожарной безопасности в случае экстренной ситуации. Представителям отрасли тем временем нужно искать действенные средства решения проблемы на более глобальном уровне.
Источник: www.sur.ru