Планированию рейса необходимо уделять достаточно времени
Об этом напоминает Британское бюро по расследованию морских происшествий (UK MAIB). В качестве подтверждения этого простого правила в своем бюллетене по безопасности ведомство описывает события, когда грузовое судно, навигация которого осуществлялась с использованием электронной картографической навигационно-информационной системы (ЭКНИС), наскочило на обозначенную на карте мель.
Случилось это темной ночью при сильном волнении. Старшему помощнику капитана позвонили с местного рыболовного судна и предупредили, что его судно движется по направлению к мелководью. Он ответил, что собирается сменить курс, подтвердив, что контролирует ситуацию. Затем судно повернуло немного вправо – в соответствии с планом перехода, а через несколько мгновений резко остановилось, наскочив на мель.
Экипаж собрался на палубе и провел первоначальную оценку повреждений, но судно стало так сильно бить о скалы, что всем пришлось лечь на палубу ходового мостика. Капитан связался с местной береговой охраной и сообщил, что требуется помощь в эвакуации людей. В течение трех часов моряков благополучно на вертолете доставили на сушу, а судно сняли с мели. Чуть позже было объявлено о его полной конструктивной гибели.
Как потом выяснило следствие, экипаж был укомплектован минимальным количеством человек, и у старпома не было времени на то, чтобы составить план перехода, а ведь в соответствии с системой управления безопасностью судна, это – его обязанность. Офицер, составляющий план рейса, должен провести полную проверку маршрута, используя ЭКНИС, а потом передать его капитану для проверки. В данном случае капитан сам составил план, и никто его не проконтролировал. Сделано это было примерно за 1,5 часа стоянки в предыдущем порту: он недостаточно изучил информацию перед тем, как проложить курс на ЭКНИС, поэтому упустил из вида безопасный путь в обход мелководья. К слову, в дополнение к визуальной проверке, все ЭКНИС имеют функцию проверки маршрута, которая выявляет любые расхождения проводки с картографическими данными. Капитан проигнорировал барьер безопасности, став единственным виновником аварии.
Отметим, несмотря на подтверждение предупреждения от местного рыболовного судна, старпом следовал запланированным капитаном маршрутом и неэффективно следил за безопасным движением по нему.
Свою роль сыграло и то, что предупредительные сигналы ЭКНИС были отключены: пересечение контура безопасности и близость опасности, отмеченные на карте, не вызвали предупреждения системы. Капитан и старпом также не заметили, что судно шло севернее южной стороны света, что должно было вызвать беспокойство.
В Российском профсоюзе моряков отмечают: крайне важно полностью изучать всю доступную информацию до того, как приступать к планированию перехода, всегда выделять для этого задания достаточно времени и использовать все средства для контроля за безопасным движением судна.
Источник: www.sur.ru