Законодательство не требует присутствия моряков в шлюпках при спуске на воду во время учений
Не секрет, что многие несчастные случаи с моряками происходят во время спуска спасательных шлюпок. Так, по данным Международной ассоциации судовых менеджеров – InterManager, 23,8% несчастных случаев возникают из-за проблем с оборудованием. При этом больше всего неприятностей – с механизмом отдачи гаков, шлюпбалкой и тросами/веревками. Такие инциденты крайне опасны: в каждом пятом шлюпка падала в воду, а каждый 13-й происходил со шлюпкой в собранном положении. В этой связи InterManager поднимает проблему гибели моряков в инцидентах со спасательными шлюпками, в то время как морское законодательство не требует их присутствия в шлюпках во время учений.
Так, Правило III/19.3.3.3 Международной конвенции по охране человеческой жизни на море (SOLAS) предусматривает, что каждая спасательная шлюпка спускается на воду не реже одного раза в три месяца во время учений по оставлению судна, а затем маневрирует на воде с назначенной командой управления. Хотя правила и требуют, чтобы в ней находились люди, это вовсе не означает, что назначенная команда управления должна быть в шлюпке во время ее спуска на воду. Это в 2009 году признал Комитет по безопасности на море Международной морской организации (ИМО) – за исключением случаев, когда капитан в рамках полномочий, предоставленных пунктом 5.5 Международного кодекса по управлению безопасностью (МКУБ), посчитает это необходимым.
В InterManager отмечают, что это – чрезвычайно важное изменение, на которое некоторые операторы не обратили должного внимания, поэтому оно до сих пор не отражено в Системах управления безопасностью судов.
– Чтобы предотвратить гибель людей, мы хотим повысить осведомленность сообщества о том, что моряки не обязаны находиться в спасательных шлюпках при ее спуске на воду во время учений, – заявил генеральный секретарь InterManager, капитан Куба Шимански.
Как известно, InterManager является членом Международной группы по вопросам спасательных шлюпок (International Lifeboat Group), цель которой – снизить количество несчастных случаев и смертельных инцидентов со спасательными шлюпками. В рамках этой работы ассоциация собирает и обобщает сведения о несчастных случаях. По данным InterManager, с 1981 года в происшествиях со спасательными шлюпками погибли 419 человек, 346 получили серьезные травмы, у 116 были диагностированы незначительные повреждения.
– Важно, чтобы все, кто вовлечен в процесс, особенно сотрудники государственного портового контроля, правильно трактовали и применяли Правило SOLAS. Морское сообщество должно сделать все возможное для обеспечения безопасности моряков, – отметил капитан Шимански.
В Российском профсоюзе моряков подчеркивают: абсолютно неприемлемо, чтобы спасательные шлюпки, то есть средства, предназначенные для спасания жизней, становились причиной гибели членов экипажей судов.
Источник: www.sur.ru