Аналитики прогнозируют ухудшение ситуации в цепочке поставок
Так, после начала специальной операции на Украине на международных рынках наблюдается взлет цен на энергоносители и падение акций, передает Bloomberg. Центральные банки на фоне риска инфляции сталкиваются с дополнительными сложностями из-за ослабления доверия потребителей и серьезных возможных потрясений для экономики Европы.
Широкий спектр проблем
– Это плохо скажется на ценах на энергоносители, производстве или торговле, – считает Жозеф Франсуа, управляющий директор Института мировой торговли. – Безусловно, мы столкнемся и уже можем видеть стремительный рост цен на энергоносители. Это окажет влияние на производство, особенно в Европе, что помешает восстановлению торговли после спада, вызванного пандемией.
В материалах Bloomberg отмечается, что Россия занимает 16-е место в мире по экспорту, при этом нефть, уголь и газ являются крупнейшими категориями экспортных поставок. Согласно данным Всемирной торговой организации за 2020 год, Украина занимает 48-е место по отгрузкам зерна и железной руды.
Для глобальных цепочек поставок «конфликт на Украине может создать широкий спектр проблем», считает экономист из британского отделения компании Flexport Крис Роджерс. По его словам, ожидаемые риски возрастут: помимо опасности больших затрат на электроэнергию, они включают прекращение воздушного сообщения, более высокие ставки на страхование судов и угрозу кибератак.
Например, впервые с 2014 года цена на сырую нефть превысила $100 за баррель, что вызвало опасения по поводу перебоев с экспортом энергоносителей в условиях и без того ограниченных поставок. Помимо газа, Украина располагает обширной инфраструктурой, которая имеет ключевое значение для поставок сырья из сельскохозяйственных культур и стали в Европу и в другие страны. Резкий скачок цен на энергоносители представляет собой двойной удар по мировой экономике, который еще больше ухудшит перспективы роста и подстегнет инфляцию.
Перебои в судоходстве
В своей публикации в Twitter редактор Lloyd’s List высказал мнение, что конфликт уже оказывает влияние на движение судов в Азовского море.
Главный аналитик Xeneta Питер Санд напомнил, что на российские порты Черного моря приходится 15% перевалки контейнерного импорта и экспорта, на балтийские порты страны – почти 50%, а на дальневосточные, которые наименее затронуты происходящим, – 35%. При этом он напомнил, что «для всех, кто связан с судоходством необходимо придерживаться соблюдения санкций».
– Это касается операторов судов, судовладельцев и грузоотправителей, – подчеркнул Питер Санд. Профессор Университета Санкт-Галлена Саймон Эвенет считает, что хотя о результатах западных торговых санкций можно будет судить позднее, скорее всего, их эффект окажется «меньше, чем десять лет назад».
По его словам, за последние 10 лет доля российского импорта из стран Евросоюза снизилась с 38,3% до 34,2%, а импорта РФ из Китая выросла – с 15,7% до 21,4%. Директор Европейского центра международной политической экономии Дэвид Хениг высказался о серьезных последствиях, которые скажутся в долгосрочной перспективе.
– Подозреваю, что они поспособствуют развитию некоторых тенденций, которые мы уже наблюдаем, таких как устойчивость цепочки поставок и дальнейшее дробление правил ВТО с передачей контроля ЕС и США, которые, в частности, усилят свои версии этих правил, – считает Хениг.
В Российском профсоюзе моряков отмечают, что члены экипажей морских судов, водители грузовиков, работники авиационной отрасли прошли через карантины, ограничения на передвижения и сложные требования о вакцинации и тестировании – все для того, чтобы цепи поставок продолжали функционировать на протяжении пандемии. Но сейчас для многих наступает переломный момент, что представляет еще одну угрозу для сети портов, контейнерных судов и транспортных компаний. «Мы не должны допустить, чтобы глобальные цепочки поставок приблизились к критическому состоянию и возникли серьезные перебои с сырьем, запчастями и потребительскими товарами», – говорят в РПСМ.
Источники: www.sur.ru