Компании по трудоустройству моряков за границей будут проходить аккредитацию
В понедельник, 7 февраля, текст соответствующего проекта ФЗ был размещен на Федеральном портале проектов нормативных правовых актов. В случае его принятия компании, которые занимаются трудоустройством моряков за границей, вместо лицензирования будут проходить аккредитацию. Как сообщили в Минтруде РФ, этот вопрос был проработан совместно с Международной организацией труда.
Согласно пока действующему законодательству, лицензирование деятельности по трудоустройству за границей осуществляется МВД России. Однако в случае принятия нового проекта полномочия по осуществлению регулирования деятельности, связанной с трудоустройством за границей моряков, в части подготовки соответствующих нормативных правовых актов, перейдут к Минтруду России, а вопросы аккредитации и соблюдения юридическими лицами ее требований лягут на Роструд.
В министерстве утверждают, что аккредитация позволит в полном объеме обеспечить соблюдение требований Конвенции 2006 года о труде в морском судоходстве. Рекрутинговые компании также будут обязаны проверять работодателей (судовладельцев) на предмет того, чтобы они обладали достаточными средствами для защиты моряков, если последние окажутся в затруднительном положении в иностранном порту.
Сообщается, что уже выданные лицензии будут действовать еще на протяжении полугода после принятия поправок в законодательство. Как пояснили в Минтруде, за это время компаниям необходимо будет пройти аккредитацию. На этот же период сохраняется федеральный надзор за организациями, оказывающими данную услугу.
Отметим, что Российский профессиональный союз моряков после соответствующего обращения Минтруда ранее уже рассмотрел этот законопроект и направил в ведомство ответ со своим мнением по этому вопросу. Так, РПСМ положительно оценил предлагаемое сохранение регулирования, обеспечивающего соблюдение Россией требований КТМС. Однако в профсоюзе считают, что необходимо распространить предлагаемую систему аккредитации на деятельность по трудоустройству моряков на суда, плавающие под Государственным флагом РФ, для обеспечения полной реализации требований Стандарта А1.4 «Подбор и трудоустройство» КТМС в России. Дело в том, что в нем не разделяются требования к регулированию деятельности частных служб подбора и трудоустройства моряков в зависимости от национальности судна, на которое они направляются.
Тем временем в нашей стране одновременно сосуществуют две формы такого регулирования. Одна касается трудоустройства граждан России за пределами страны и осуществляется посредством лицензирования, которое и предполагается заменить аккредитацией. А вторая установлена в отношении деятельности, связанной с оказанием услуг по трудоустройству граждан РФ, иностранных граждан и лиц без гражданства для работы в составе экипажей морских судов под государственным флагом РФ. Эта форма регулирования осуществляется через формирование и ведение Рострудом реестра трудовых договоров, заключенных при посредничестве организаций по найму и трудоустройству моряков. Несмотря на то, что она была введена для реализации Конвенции Международной организации труда № 179 о найме и трудоустройстве моряков, она изначально фактически не работала, потому что не была предусмотрена юридическая ответственность за непредоставление круингом трудовых договоров в территориальные органы Роструда. Косвенным подтверждением этого служит тот факт, что в свое время Роструд отказался предоставить в РПСМ данные о количестве трудоустроенных моряков, наименовании круингов и судовладельцев, в которые моряки трудоустраивались, под надуманным предлогом.
В связи с этим РПСМ предложил установить единый уровень требований к деятельности по трудоустройству моряков на суда, плавающие как под иностранным флагом, так и под флагом РФ, распространив на него требования по аккредитации. Тем более что деятельность по трудоустройству российских моряков на суда под иностранным и российским флагами в подавляющем большинстве случаев осуществляют одни и те же юридические лица. В текущем законопроекте это не было учтено. Однако это, возможно, изменится в будущем, хотя Минтруд пока не соглашается с этим предложением РПСМ.
В целом судить о том, как смена лицензирования на аккредитацию отразится на безопасности трудоустройства моряков, пока судить трудно. «Многое будет зависеть от обстоятельств: состояния нормативно-правовой базы аккредитации, отношения Роструда, который будет заниматься этим вопросом, – считает Валерий Нефедов, главный эксперт по правовым вопросам РПСМ. – В принципе, аккредитация – форма госрегулирования деятельности круинга, которая вполне отвечает требованиям КТМС, поэтому на моряках это негативно отразиться не должно. Однако если мы сможем добиться закрепления в нормативно-правовой базе аккредитации наличия эффективного механизма рассмотрения жалоб моряков на ненадлежащее трудоустройство, а Роструд будет принимать к рассмотрению любое такое обращение, а не только связанное с непосредственной угрозой причинения вреда жизни и здоровью или реального причинения такого вреда, как это имеет место быть при лицензировании, то, возможно, аккредитация лучше поможет защитить права моряков».
Источник: www.sur.ru