ЕС делает первый шаг к справедливой платформенной занятости
Конец фиктивной самозанятости, презумпция статуса занятости, снятие бремени доказательства статуса занятости – вот ключевые требования Европейской федерации транспортников относительно платформенной занятости, когда человек не является наемным работником, а выступает посредником между онлайн-платформой и конечным получателем услуги.
Накануне выхода директивы Европейской комиссии, которая, как ожидается, станет первым давно назревшим шагом к справедливой платформенной занятости, ЕФТ сделала важное заявление:
«Как транспортные профсоюзы мы всегда знали, что единственный способ обуздать несправедливые бизнес-модели и методы платформенной экономики – это создать прочную законодательную базу. Не секрет, что сегодня компании извлекают выгоду из юридических лазеек, чтобы ложно классифицировать всех своих работников как самозанятых, лишать их основных трудовых прав и максимизировать прибыль. Поэтому пришло время вмешаться Европейской комиссии.
Ожидается, что в директиве в качестве сотрудников будут квалифицированы все те, кто работает через онлайн-платформы. При ее правильном применении миллиарды рабочих в транспортных секторах смогут рассчитывать на статус занятости, который, наконец, предоставит им безопасность, социальную защиту, минимальную заработную плату и обучение.
Директива также, похоже, решает еще одну проблему: возложение бремени доказательства занятости на компанию, если последняя оспаривает его. Все это – долгожданное облегчение для многих транспортников и их профсоюзов, которым не раз приходилось подавать в суд на компании, чтобы доказать статус сотрудников.
Тем не менее, ЕФТ выражает недоверие: похоже, директива вводит пять критериев для определения статуса сотрудника, которые снова могут позволить платформенным компаниям уходить от ответственности. Также возникает вопрос, кто будет компетентен устанавливать соответствие критериям: будет ли это прямой компетенцией государств-членов или предметом судебного разбирательства? В последнем случае директива вызывает сплошное разочарование.
Несмотря ни на что, транспортные профсоюзы ЕФТ ожидают, что документ решит проблему прозрачности алгоритмов для обеспечения справедливости и подотчетности решений, принимаемых автоматизированными системами, а также контроля со стороны человека за влиянием, которое автоматизированные системы оказывают на условия труда; защитит основные права работников, а также безопасность на рабочем месте; полностью поощрит права работников объединяться в профсоюзы и указывать платформенные компании в качестве работодателей, возлагая на них обязанность участвовать в коллективных переговорах».
Кроме того, ЕФТ обратилась к президенту федерации Фрэнку Морелсу: «Транспортники по всей Европе выигрывали многочисленные суды над платформенными компаниями. Снова и снова они доказывали, что бизнес-модель, основанная на фиктивной самозанятости, не может существовать в прежнем виде, и что это – европейская проблема, требующая европейского решения. Мы сохраняем осторожность и будем внимательно следить за законодательным процессом – это только начало битвы за строгий свод правил, который защитит членов наших профсоюзов и обеспечит честную конкуренцию».
Российский профсоюз моряков поддерживает заявление ЕФТ: все, кто работает через онлайн-платформы, должны выйти из тени и гарантировано получить социальную защиту.
Источник: www.sur.ru