Фальшивые записи о проверках шлюпок могут стать привычным делом
CHIRP Maritime, занимающаяся сбором конфиденциальных сообщений о происшествиях, связанных с человеческим фактором, в очередном выпуске Maritime Feedback поделилась историей о том, как во время ежегодной проверки технической готовности спасательной шлюпки обнаружилось, что спусковой трос для ее сброса под нагрузкой передвигался с трудом, а для того, чтобы привести в действие спусковой рычаг, требовались большие усилия. Трос управления носовым гаком также не функционировал должным образом.
Все удалось уладить: замену спускового троса произвели на месте, а затем повторно провели проверку спускового механизма, чтобы убедиться в его полной готовности к работе.
В ходе расследования, последовавшего за инцидентом, выяснилось, что руководством по управлению безопасной эксплуатацией судна, которое разработала компания, предусмотрена еженедельная и ежемесячная проверка спасательных шлюпок. Согласно записям в судовом журнале, последняя ежемесячная проверка спасательных шлюпок проводилась тремя неделями ранее и включала учения по оставлению судна, в ходе которых обе шлюпки были спущены на воду и маневрировали на воде.
Тем не менее неудовлетворительное состояние механизма отдачи гаков спасательных шлюпок не было зафиксировано в журнале, и в компанию ничего об этом не сообщалось.
Разработанное судовладельцем руководство по безопасной эксплуатации при этом содержало точные и исчерпывающие инструкции по проверке и испытаниям работы механизмов разобщения спасательных шлюпок. Если бы они соблюдались должным образом, то неисправность была бы выявлена в ходе предыдущей проверки. Другой важный фактор безопасности состоит в том, что ответственный за проведение проверок и испытаний спасательных средств офицер должен пройти необходимую подготовку.
В соответствии с Международным кодексом по управлению безопасностью (МКУБ), об этом обязана позаботиться компания. Как подчеркивают в CHIRP Maritime, процедуры, разработанные производителями, должны быть тщательно изучены на предмет технической осуществимости.
Часто бывает так, что изготовители спасательных шлюпок и шлюпбалок отличаются. Отмечается, что с момента внедрения на судах системы разобщения спасательных шлюпок под нагрузкой и без нагрузки нередко становились причиной гибели и серьезных травм моряков.
Несчастные случаи со шлюпками происходят тогда, когда их механизмы и устройства не проверяются или не обслуживаются должным образом.
Кроме того, из-за большого количества инцидентов, когда дело доходит до проверок спасательных шлюпок, компании по понятным причинам пытаются уклониться от риска. Ситуация усугубляется тем, что во многих портах запрещается спускать шлюпки в пределах гавани. Эти факторы могут привести к тому, что практика фальшивых записей об их проверках станет привычным делом.
В Российском профессиональном союзе моряков отмечают, что от технического состояния шлюпок напрямую зависит безопасность экипажа. Причем в случае экстренной ситуации, когда их спуск на воду может понадобиться, времени на проверки и замены уже не будет – счет в таких ситуациях идет на минуты. Поэтому экипажу жизненно важно досконально проверять их работоспособность.
Источник: www.sur.ru