Численность экипажей можно будет сократить на 25-30
Осенью Госдума должна принять поправки к Кодексу торгового мореплавания и несколько подзаконных актов, регулирующих использование автономных судов. Уже заключены соглашения о намерениях с несколькими судоходными компаниями на строительство более 20 судов трех серий, оборудованных системами автономного судовождения. Сегодня автономные системы судовождения испытываются в реальных условиях на сухогрузе «Пола Анфиса», работающем в Средиземном и Черном морях, барже «Рабочая» и земснаряде «Редут» (Черное и Азовское моря), танкере «Михаил Ульянов» в Баренцевом море. Чаще они работают в обычном режиме, но периодически, когда появляется возможность, переводятся в автономный режим, – сообщают в Отраслевом центре «Маринет». Согласно проекту, завершить эксперимент планируется 31 декабря 2025 года. Испытания будут проводиться в 11 регионах страны, в том числе в Санкт-Петербурге, Ленинградской, Калининградской и Мурманской областях.
– Первый маршрут, где будут действовать такие суда, появится между Усть-Лугой в Ленинградской области и портами Калининграда и Балтийска, – рассказал первый вице-премьер РФ Андрей Белоусов. – В перспективе после 2025 года автономные суда будут заходить в порт.
Подобные эксперименты проводились и другими странами. Но Россия, в отличие от своих зарубежных конкурентов, сумела организовать процесс так, чтобы вписаться в международные морские конвенции без необходимости их пересмотра, который способен затянуться на десятилетия. Иными словами, любые российские суда, в том числе и автономные, выполняют все требования конвенций. Периодически автономные суда называют беспилотными, но это не совсем верный термин, подчеркивают в «Маринет». Автопилотные системы, которые способны без участия человека прокладывать маршрут для судна, появились еще в 70-х годах прошлого века – раньше, чем на самолетах и автомобилях. Но автопилотные системы могут только вести суда по заданной траектории. Если возникает какая-либо опасность – например, сближение с другим судном, автопилот ничего не сможет сделать. Автономные системы судовождения, в отличие от автопилота, способны не только определить опасную ситуацию, но и внести изменения в маршрут, а затем дать команду на рули и двигатели судна для необходимого маневра или предложить такие решения человеку, управляющему судном. Главный смысл внедрения подобных систем – свести к минимуму риск человеческих ошибок, которые являются главной причиной морских аварий и катастроф. Кроме того, она позволит морским компаниям-перевозчикам сэкономить значительные средства. Морская безопасность стоит больших денег. Это установка на судах разнообразных технических средств, дополнительный экипаж на борту, его обучение и сертификация. С учетом того, что в мире существует дефицит моряков, эти затраты постоянно растут.
По словам Александра Пинского, генерального директора «Маринет», автономное судовождение – на данный момент единственный способ повысить безопасность судоходства. Часть экипажа можно переместить на берег, а это уже немалая экономия. Некоторые должности на борту судна просто станут ненужными, поскольку многие рутинные операции будет выполнять не человек, а автоматика. В итоге численность экипажей можно будет сократить примерно на 25-30 процентов. – Цели полностью избавиться от судовых экипажей мы не ставим, – отмечает эксперт. – С некоторыми функциями может справиться техника, а для некоторых по-прежнему необходим человек. Например, заботиться о пассажирах на борту, спасать их в случае аварии автоматика не сможет. Ряд технических функций тоже нет смысла автоматизировать, поскольку это будет дороже, чем работа человека на борту, – речь идет, например, о швартовке или лоцманской проводке в порту. Но одну смену как минимум можно убрать с борта судна благодаря автономным системам.
Планируется, что полностью автономные суда в России появятся уже совсем скоро. В 2026 году в Новороссийском морском торговом порту намерены запустить группу буксиров-автоматов. Благодаря тому, что буксиры будут полностью автоматизированными, они будут иметь гораздо меньшие размеры, что дает им больше возможностей по проводке и швартовке судов, а значит, увеличит пропускную способность порта. Вполне вероятно, что этим опытом в будущем воспользуются и другие порты.
Конечно же, прогресс нельзя остановить, – отмечают в Российском профессиональном союзе моряков. – Однако к нововведением в области морских перевозок следует подходить очень осторожно, тщательно все взвесив, включая нормативно-правовое регулирование. Дистанционно управляемые или автономные суда – отдельная тема, которая преподносится крайне в позитивном ключе, якобы они снизят риск человеческих ошибок, количество смертей моряков, будут безопаснее, эффективнее и дешевле в обслуживании. Но что делать в случае со смещением груза во время шторма? Дистанционно решить проблему на судне, где нет экипажа, невозможно. Никакой «искусственный интеллект» не поможет. Не говоря о необходимости создания соответствующей инфраструктуры для обслуживания автономных судов.
Источник: www.sur.ru