Проблема нехватки морских кадров может выйти из-под контроля
Хроническая нехватка офицеров торгового флота усугубляется – это минус, но число женщин-моряков растет – это плюс.
Об этом говорится в исследовании мирового морского рынка труда за последние пять лет – Seafarers’ Workforce Report, – которое провели Международная палата судоходства (ICS) и Балтийский и международный морской совет (BIMCO). По последним данным, в 2021 году дефицит офицеров составит 26 240 человек, тогда как в предыдущую пятилетку он прогнозировался на уровне 16 500 человек.
Всего на 2021 год ICS и BIMCO насчитали 1 881 320 специалистов, прошедших обучение в соответствии с требованиями Международной конвенции о подготовке и дипломировании моряков и несении вахты (ПДНВ), в том числе 883 780 офицеров и 997 540 рядовых. Пять лет назад, в 2015 году, было 1 545 000 моряков, также имеющих необходимые сертификаты о компетенции. С тех пор количество действующих офицеров увеличилось на 10,8%, но этого недостаточно, чтобы удовлетворить растущий спрос на комсостав, обусловленный ростом мирового флота, говорится в исследовании.
В докладе по итогам Seafarers’ Workforce Report также отмечается, что нехватка офицеров наиболее остро ощущается на уровне руководящего звена в танкерном секторе и секторе морской нефтедобычи. Так, дефицит кадров в них составляет 26 240 человек. В целом прогнозируется, что к 2026 году судоходной отрасли потребуется дополнительно 89 510 офицеров. Это значит, что в течение следующих пяти лет численность кадров комсостава должна увеличиваться ежегодно на 2%. Из обнадеживающих цифр – количество женщин, работающих в море, выросло за последние годы на 45% и теперь составляет 24 059 человек, из них 7 289 – офицеры и 16 770 – рядовые.
Ресурсы истощаются
С 2010 года средний темп роста занятости офицеров составлял 2,4% в год, что позволяет предположить, что растущий спрос можно будет удовлетворить. Однако председатель Международной палаты судоходства Эсбен Поулссон говорит, что хотя отрасль в последние годы справляется с дефицитом офицеров, настораживает, что пандемия истощает ресурсы. Он предупредил, что судоходный сектор способен попасть в положение, когда больше не сможет справиться с дефицитом, добавив, что напряженная ситуация с кадрами в контейнерном сегменте уже указывает на проблему.
– Жизнь продолжается, и до сих пор отрасли удается справляться с нехваткой моряков. Тем не менее, мы не должны успокаиваться, так как грядут технические изменения и много новых требований, в том числе связанных с ужесточением экологических норм. Все указывают на то, что необходимо действовать с удвоенной силой, – отметил Поулссон.
Молодежь не прельщает морская карьера
В отчете рекомендуется активнее содействовать развитию морского образования, а морским властям – вести учет количества новобранцев среди моряков и следить за уровнем удержания кадров.
Эта информация может пригодится судоходным компаниям и национальным правительствам, чтобы правильно выстраивать свою кадровую политику. Кроме того, в ICS считают, что в Конвенцию ПДНВ необходимо внести дополнения с учетом меняющихся требований к морякам. Поулссон сказал, что недавние данные, свидетельствующие о сокращении числа курсантов морских учебных заведений на Филиппинах, говорят о том, что пандемия и связанные с ней проблемы вполне могут отпугнуть молодых людей от морской профессии.
– Судоходная отрасль продолжит настаивать на признании моряков ключевыми работниками и объединится с сектором грузового автотранспорта и авиационной отраслью, которые столкнулись с аналогичными проблемами, чтобы вместе выступать за свободу передвижения между странами, – добавил Эсбен Поулссон.
Женщин становится больше
Одним из положительных моментов исследования является вывод об увеличении числа женщин в отрасли, что, по мнению Поулссона, необходимо поощрять с целью улучшения гендерного баланса и преодоления нехватки морских кадров. В отчете подчеркивается, что рост числа инициатив, направленных на привлечение женщин в морские учебные заведения, привел к тому, что все больше из них остаются работать на море. По оценкам нового исследования, в 2021 году 15% и 6% курсантов высших и средних морских учебных заведений соответственно составили девушки. Однако процент работающих в море женщин все равно остается низким: всего 1,28% от общей численности мировой морской рабочей силы. Большинство из них – рядовые, занятые в круизном и пассажирском сегменте, а женщины-офицеры работают в разных секторах. Состав стран, являющихся основными поставщиками рабочей силы для морской отрасли, практически не изменился. Лидерство по-прежнему удерживают Филиппины, затем следуют Россия, Индонезия, Китай и Индия. На эти пять стран приходится 45% всей мировой морской рабочей силы. Филиппины также являются крупнейшим поставщиком офицеров и рядовых.
Нужно создавать условия для роста
– Действительно, не первый год наблюдается тенденция к сокращению количества офицеров, – подтверждают в Российском профсоюзе моряков. – Из ситуации однозначно есть выход: нужно создавать все условия для карьерного роста, решать проблемы, делающие профессию непривлекательной, например, пиратство, рекламировать преимущества и возможности, которые открываются перед работниками флота, и, конечно, удерживать в отрасли уже имеющихся квалифицированных и компетентных специалистов.
Кроме того, в РПСМ убеждены: сегодня размер заработной платы и условия социального пакета обязательно должны соответствовать стандартам, которые диктует Международная федерация транспортников.
Источник: www.sur.ru